ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ

кспозиция Екатерининского (до 1910 года Большой Царскосельский дворец) дворца-музея охватывает историю 250-летнего существования выдающегося памятникаи и знакомит посетителей с творчеством архитекторов, участвовавших в его строительстве и отделке в XVIII — XIX веков, а также с современным состоянием уникального ансамбля, с работами реставраторов, возродивших дворец после Второй мировой войны. Ныне из 57 залов Екатерининского дворца, разрушенных в годы Второй мировой войны, воссоздано 29.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском Селе началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием «каменных палат» Екатерины I. В августе 1724 года, когда строительство было уже завершено, во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовали царь и все крупные государственные деятели. Дворец представлял собой небольшое двухэтажное здание, характерное для русских дворцовых построек начала XVIII века.
Первая попытка расширить дворец была предпринята при императрице Елизавете Петровне в проекте М. Земцова в конце 1742 - начале 1743 годов. Реконструкцию Екатерининского дворцово-паркового ансамбля осуществляли его ученики А. Квасов и С. Чевакинский. После смерти М. Земцова работы в Царском Селе перешли к А. Квасову и его помощнику, строителю Д. Трезини. 5 мая 1745 года вместо Д. Трезини в Царское Село был назначен С. Чевакинский, который вплоть до 1760 года вел наблюдение за строительством в Царском Селе. С конца 1748 года и по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер-архитектор дворца Ф.-Б. Растрелли. 10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания. 30 июля 1756 года Ф.-Б. Растрелли показывал свое творение Елизавете Петровне и иностранным послам. Своими размерами, мощной пространственной динамикой и живописностью декора дворец, возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление. Широкая лазоревая лента дворца с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично. Над северным корпусом возвышались пять золоченных глав Дворцовой церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - позолоченный купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних украшений пошло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный двор, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом зданиями "циркумференций". Галереи дворцового фасада состояли из окон и колонн, над каждой из которых стояла деревянная золоченая статуя или ваза. В первом этаже большие полуциркульные окна-двери были отделены друг от друга скульптурными фигурами. Атланты, кариатиды, картуши на фронтонах, львиные маски, обрамления окон и прочие лепные украшения выполнены по моделям скульптора И. Дункера.
Так же роскошно отделал Ф.-Б. Растрелли и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада залов, за обилие золоченой резьбы получила название «Золотой анфилады». Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Ф.-Б. Растрелли вводил и в других дворцах. Но только в Царском Селе протяженность анфилады равнялась длине всего здания — от Парадной лестницы до Церковного корпуса. С 1756 года Большой дворец был центром придворной жизни, где не только проходили балы, маскарады, но и вершились важные государственные дела.
Новый этап в изменении облика парадных залов дворца относится к 70-м годам XVIII века. Новая хозяйка Царскосельского дворца, императрица Екатерина II, увлеченная античным искусством, пожелала иметь во дворце свои личные апартаменты, отделкой которых занялся Ч. Камерон. Созданные этим архитектором дворцовые интерьеры, в стиле классицизма, отличаются утонченной красотой, строгостью декоративного оформления и особым вкусом в подборе отделочных материалов. Большинство залов мы не можем увидеть: они погибли в годы Второй мировой войны и до сих пор не восстановлены. Это касается обширных апартаментов императрицы Екатерины II: Арабесковой, Лионской и Китайской гостиных, Купольной столовой, Cеребряного кабинета, Спальни, Будуара, Пальмовой комнаты. Комнаты, предназначавшиеся Великому князю Павлу Петровичу (будущему императору Павлу I) и его супруге Марии Федоровне, в настоящее время восстановлены. Самые значительные из них: Зеленая столовая, Официантская, Парадная голубая, Китайская голубая гостиные, Опочивальня, Живописный и Скульптурный кабинеты.
XIX век внес свои изменения в ансамбль Екатерининского дворца. По заказу императора Александра I архитектор В. Стасов в 1817 году создал Парадный кабинет и несколько смежных с ним комнат, объединенных единым стилевым решением. Здесь все пронизано гордостью блестящих воинских побед, одержанных в войне 1812 года.
9 июня 1918 года Екатерининский дворец был открыт как музей. Продолжает основную экспозицию Екатерининского дворца-музея выставка
"Восток и Царское Село", расположенная в бывших личных апартаментах, которые еще не воссозданы.


Екатерининский дворец. Парадное крыльцо.
Фотография. 1998


Екатерининский дворец.
Северное крыло. Фрагмент.
Фотография. 1998


Екатерининский дворец.
"Золотая анфилада". Фрагмент
Фотография. 1998

Парадная лестница

I-я выставочная комната

II-я выставочная комната

Большой зал

Кавалерская столовая

Белая Парадная столовая

Малиновая и Зеленая столбовые

Портретный зал

Янтарная комната

Картинный зал

Малая столовая

Гостиная Александра I

Буфетная

Комната перед чугунной лестницей

Зеленая столовая

Официантская

Парадная голубая гостиная

Китайская голубая гостиная

Предхорная комната

Проходная в личные комнаты

Проходная комната перед Камерюнгферской и Камерюнгферская

Опочивальня

Живописный кабинет

Скульптурный кабинет

Проходная комната перед Голубой гостиной

Овальная передняя

Сводчатая проходная

Парадный кабинет Александра I

Малая проходная комната

Стасовская лестница

Предцерковный зал

Дворцовая церковь