кспозиция
Екатерининского (до 1910 года Большой Царскосельский дворец) дворца-музея
охватывает историю 250-летнего существования выдающегося памятникаи
и знакомит посетителей с творчеством архитекторов, участвовавших в его
строительстве и отделке в XVIII — XIX веков, а также с современным состоянием
уникального ансамбля, с работами реставраторов, возродивших дворец после
Второй мировой войны. Ныне из 57 залов Екатерининского дворца, разрушенных
в годы Второй мировой войны, воссоздано 29.
В 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург, в Царском
Селе началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего
в историю под названием «каменных палат» Екатерины
I. В августе 1724 года, когда строительство было уже завершено,
во дворце устроили празднество, во время которого «палили из 13 пушек
трижды». На торжестве присутствовали царь и все крупные государственные
деятели. Дворец представлял собой небольшое двухэтажное здание, характерное
для русских дворцовых построек начала XVIII века.
Первая попытка расширить дворец была предпринята при императрице Елизавете
Петровне в проекте М. Земцова
в конце 1742 - начале 1743 годов. Реконструкцию Екатерининского дворцово-паркового
ансамбля осуществляли его ученики А. Квасов
и С. Чевакинский. После
смерти М. Земцова работы в
Царском Селе перешли к А. Квасову и его помощнику,
строителю Д. Трезини. 5 мая 1745 года вместо Д. Трезини в Царское Село
был назначен С. Чевакинский,
который вплоть до 1760 года вел наблюдение за строительством в Царском
Селе. С конца 1748 года и по 1756 год строительство царскосельской резиденции
возглавлял обер-архитектор дворца Ф.-Б.
Растрелли. 10 мая 1752 года императрица Елизавета Петровна подписала
указ о капитальной перестройке старого здания. 30 июля 1756 года Ф.-Б.
Растрелли показывал свое творение Елизавете
Петровне и иностранным послам. Своими размерами, мощной пространственной
динамикой и живописностью декора дворец, возведенный в стиле русского
барокко, производил сильное впечатление. Широкая лазоревая лента дворца
с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.
Над северным корпусом возвышались пять золоченных глав Дворцовой
церкви, над южным, где находилось парадное крыльцо, - позолоченный
купол с многоконечной звездой на шпиле. На позолоту наружных и внутренних
украшений пошло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был
окончательно оформлен парадный двор, огражденный дворцовыми флигелями
и расположенными полукругом зданиями "циркумференций". Галереи дворцового
фасада состояли из окон и колонн, над каждой из которых стояла деревянная
золоченая статуя или ваза. В первом этаже большие полуциркульные окна-двери
были отделены друг от друга скульптурными фигурами. Атланты, кариатиды,
картуши на фронтонах, львиные маски, обрамления окон и прочие лепные
украшения выполнены по моделям скульптора И. Дункера.
Так же роскошно отделал Ф.-Б.
Растрелли и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада
залов, за обилие золоченой резьбы получила название «Золотой
анфилады». Анфиладное расположение залов, не известное в России
до середины XVIII века, Ф.-Б.
Растрелли вводил и в других дворцах. Но только в Царском
Селе протяженность анфилады равнялась длине всего здания — от Парадной
лестницы до Церковного
корпуса. С 1756 года Большой дворец был центром придворной жизни,
где не только проходили балы, маскарады, но и вершились важные государственные
дела.
Новый этап в изменении облика парадных залов дворца относится к 70-м
годам XVIII века. Новая хозяйка Царскосельского дворца, императрица
Екатерина II, увлеченная
античным искусством, пожелала иметь во дворце свои личные апартаменты,
отделкой которых занялся Ч. Камерон.
Созданные этим архитектором дворцовые интерьеры, в стиле классицизма,
отличаются утонченной красотой, строгостью декоративного оформления
и особым вкусом в подборе отделочных материалов. Большинство залов мы
не можем увидеть: они погибли в годы Второй мировой войны и до сих пор
не восстановлены. Это касается обширных апартаментов императрицы Екатерины
II: Арабесковой, Лионской и Китайской
гостиных, Купольной столовой, Cеребряного кабинета, Спальни, Будуара,
Пальмовой комнаты. Комнаты, предназначавшиеся Великому князю Павлу Петровичу
(будущему императору Павлу I)
и его супруге Марии Федоровне, в настоящее время восстановлены. Самые
значительные из них: Зеленая
столовая, Официантская,
Парадная голубая,
Китайская голубая
гостиные, Опочивальня, Живописный
и Скульптурный кабинеты.
XIX век внес свои изменения в ансамбль Екатерининского дворца. По заказу
императора Александра I архитектор В.
Стасов в 1817 году создал Парадный
кабинет и несколько смежных с ним комнат, объединенных единым стилевым
решением. Здесь все пронизано гордостью блестящих воинских побед, одержанных
в войне 1812 года.
9 июня 1918 года Екатерининский дворец был открыт как музей. Продолжает
основную экспозицию Екатерининского дворца-музея выставка "Восток
и Царское Село", расположенная
в бывших личных апартаментах, которые еще не воссозданы.
|

Екатерининский
дворец. Парадное крыльцо.
Фотография. 1998

Екатерининский
дворец.
Северное крыло. Фрагмент.
Фотография. 1998

Екатерининский
дворец.
"Золотая анфилада". Фрагмент
Фотография. 1998
Парадная
лестница
I-я
выставочная комната
II-я
выставочная комната
Большой
зал
Кавалерская
столовая
Белая
Парадная столовая
Малиновая
и Зеленая столбовые
Портретный
зал
Янтарная
комната
Картинный
зал
Малая
столовая
Гостиная
Александра I
Буфетная
Комната
перед чугунной лестницей
Зеленая
столовая
Официантская
Парадная
голубая гостиная
Китайская
голубая гостиная
Предхорная
комната
Проходная
в личные комнаты
Проходная
комната перед Камерюнгферской и Камерюнгферская
Опочивальня
Живописный
кабинет
Скульптурный
кабинет
Проходная
комната перед Голубой гостиной
Овальная
передняя
Сводчатая
проходная
Парадный
кабинет Александра I
Малая
проходная комната
Стасовская
лестница
Предцерковный
зал
Дворцовая
церковь
|