з
Парадной голубой
гостиной можно пройти в Китайскую голубую гостиную. Название этой
комнаты связано с тем, что стены ее в течение полутораста лет были затянуты
голубым китайским шелком с написанными цветной тушью пейзажами и жанровыми
сценками. В XVIII веке комната называлась "Голубым гостиным кабинетом".
Этот интерьер был создан в 1783 году Ч.
Камероном, который сохранил объем и размеры комнаты, данные ей еще
В. Нееловым. В XVIII веке
, вслед за Европой, в России проявился большой интерес к искусству Китая.
Мотивы экзотического "китайского" стиля — "китайщины" — в архитектурных
формах и в отделке интерьеров. Отдавая дань модному увлечению Ч. Камерон
талантливо сочетал в Китайской голубой гостиной мотивы декоративного
искусства Китая с элементами декорировки классического античного искусства.
Лепной золоченый фриз, живописный плафон с изображением персонажей античной
мифологии, белый мраморный камин с кариатидами и изображением спящего
амура, роспись дверей, наборный паркет, в рисунке которого сочетаются
контрастные цвета черного и красного дерева, палисандра, сандала и клена
- все выдержано в стиле классицизма. Светло- голубой китайский шелк,
покрытый тонкой росписью, и рисунок китайского зонтика в наборном паркете
придают особый оттенок восточного колорита в парадном интерьере.
После пожара 1820 года живописный плафон гостиной был написан заново
художником Ф. Брюлло на сюжет "Флора и Зефир" по тем же рисункам и колерам,
что и первоначальный плафон. В марте следующего года плафон был поставлен.
В 1855 году плафон в Китайской голубой гостиной был установлен по проекту
архитектора А.Штакеншнейдера.
В центр потолка была вмонтирована картина французского художника XVIII
века Натуара "Нимфы с дельфинами".
Во время Второй мировой войны гостиная была частично разрушена. Китайский
шелк стенной обивки был снят и вывезен, выломано стенное зеркало, мраморный
камин разбит, испорчены вставки живописного плафона.
В настоящее время стены зала затянуты вновь изготовленным шелком, расписанным
художником-реставратором Р. Слепушкиной. Основой для его воссоздания
послужил обрывок подлинного китайского шелка, найденный за рамой каминного
зеркала, а также довоенные фотографии. Для аналогов были использованы
подлинные образцы старинного китайского шелка. По чертежам Ч. Камерона
был заново написан живописный плафон, сгоревший в 1820 году. По сохранившейся
филенке и фотографиям 1930 года восстановлена роспись дверей. Камин
собран из многочисленных частей, мраморные доски которого были похищены
фашистами и найдены в 15 км от города Пушкина. Реставрирован наборный
паркет, рисунок которого сохранился без переделок. Зал открыт в 1959
году. Сохранившиеся в годы Второй мировой войны в эвакуации уникальные
вазы китайского фарфора XVIII века, каминные приборы и решетка, выполненная
в XVIII веке по рисунку Ч. Камерона и модели Б. Шарлеманя, вернулись
в интерьер Китайской голубой гостиной.
|

Китайская
голубая гостиная.
Фотография. 1998

Китайская
голубая гостиная. Шелковая обивка стен. Фрагмент. Фотография. 1998

Китайская
голубая гостиная. Паркет.
Фотография. 1998
|