амая
большая и нарядная комната среди апартаментов, созданных Ч.
Камероном в 1781 - 1783 годах. В конце XVIII века она называлась
"Парадной гостиной". Парадное назначение этого помещения подчеркивало
разнообразие и богатство ее декора. Стены были затянуты шелком: по белому
полю — голубые цветы. Парные мраморные камины из каррарского мрамора
с кариатидами поддерживали углы карниза. На западной стене между двумя
окнами были вставлены два больших вертикальных зеркала в прямоугольных
резных, золоченых рамах покрытых растительным орнаментом и завершающихся
выступающими медальонами. Зеркала опирались на резные золоченые консоли.
В манере античных гротесков были выполнены живописные филенки дверей.
Убранство стен было завершено золоченым фризом в виде чередующихся ваз
с овальными живописными медальонами, выполненными неизвестным художником
XVIII века. Наборный паркет из ценных пород древесины с преобладанием
розового дерева и палисандра, строгого геометрического рисунка с растительным
орнаментом и тонким гравированным рисунком, нанесенным на светлое дерево,
был набран столярным мастером Г. Шталмеером. После пожара 1820 года
архитектор В. Стасов в основном
сохранил первоначальную планировку и архитектурно-декоративное убранство
гостиной. Сгоревший шелк на стенах был заменен новым, расписанным по
старому рисунку художником Ф. Брандуковым. Потолок был оставлен белым.
В 1855 году согласно проекту А.
Штакеншнейдера в центр потолка была вмонтирована картина Машкова
"Возвращение Сципиона". По углам ее дополняли два круглых и два овальных
медальона и лепной барельеф с изображением летящих женских фигур. После
пожара в 1863 году пострадавший потолок вновь штукатурили. Картину-вставку
Машкова удалось спасти. Шелк на стенах был заново заменен, таким же,
но с рисунком фабричной набойки, сделанной на фабрике Сапожникова. Медальоны
фриза написал Ж. Бернаскони.
Во время Второй мировой войны шелковая обивка стен, живописный плафон
и околоплафонные вставки, большая часть живописных медальонов фриза
были похищены, уничтожены двери, каминные и стенные зеркала. У каминов
каррарского мрамора расколоты и разбиты архитравы, у двух кариатид отпилены
головы и руки. Реставрационные работы вернули Парадной голубой гостиной
ее первоначальный облик. Шелк с набивным рисунком синих цветов был изготовлен
по старому образцу на московском комбинате "Красная роза". Мраморные
камины и почти полностью сохранившийся старый паркет были реставрированы.
Благодаря архитектору Г. Гримму, который обнаружил среди неизвестных
чертежей Ч. Камерона, хранящихся в Государственном Эрмитаже, проект
плафонной росписи для Парадной голубой гостиной, плафон удалось воссоздать
в первоначальном виде. Во фризе, на стене против окон, разместили 16
медальонов, сохранившихся из 80. В настоящее время в убранство зала,
как и раньше, входит 4 кресла из мебельного гарнитура, выполненного
в 1783 году по рисунку Ч. Камерона в мастерских Ж. Шарлеманя. Они были
возвращены в 1946 году из Кенигсберга. До сегодняшнего дня сохранились
каминные решетки, шане - предкаминные украшения в виде лежащих сфинксов,
каминные приборы, сделанные из золоченой бронзы по рисунку Ч. Камерона
в мастерских Ж. Шарлеманя одновременно с отделкой зала. Привлекают внимание
торшеры на 17 свечей из синего стекла с хрусталем и бисквитными фигурами,
изготовленные на Петербургском стекольном заводе в конце XVIII века,
а также канделябры первой половины XIX века мастерской П.Томира, фарфоровые
вазы берлинского завода конца XVIII - XIX веков.
|

Парадная голубая
гостиная Фотография. 1998

Парадная
голубая гостиная
Фотография. 1998

Парадная голубая гостиная Плафон "Возвращение
Сципиона". Фотография.
1998

Парадная голубая гостиная Шелковая обивка стен. Фрагмент.
Фотография. 1998
|