I-ю выставочную комнату можно попасть сразу с Парадной
лестницы Екатерининского
дворца. Экспозиция этой комнаты знакомит с основными этапами создания
Екатерининского дворца.
В центре левой стены, среди старинных гравюр — реляция П. Апраксина
императору Петру I от 24 августа
1702 года, в которой впервые упоминается Сарская мыза, на месте которой
в дальнейшем возникло Царское Село. Рядом рисунок "Каменные палаты о
16-ти светлицах", изображающий первый Царскосельский дворец, построенный
по проекту И. Браунштейна. Строгий фасад с двумя ризалитами, простые
по рисунку наличники окон и дверей, кровля с переломом — характерные
особенности архитектурного дворцового облика петербургского зодчества
начала XVIII века.
Центральная часть экспозиции посвящена наиболее значительному этапу
дворцово-паркового строительства в Царском Селе в середине XVIII века.
В 1742 году архитектору М. Земцову
было приказано пристроить к старому дворцу "галереи на колоннах" и "флигели
каменные". Проект был разработан, но остался неисполненным из-за смерти
автора. В 1743 году был утвержден новый проект дворца, созданный архитектором
С. Чевакинским и помощником
архитектора А. Квасовым. В
экспозиции представлена сохранившаяся деревянная модель Царскосельского
дворца, созданная А. В. Квасовым.
Она дает представление о несохранившемся архитектурном сооружении, строительство
которого велось до 1748 года. «Старый дом» был включен в центральный
корпус нового дворца как «Средний дом». Дворец состоял из 3-х корпусов,
церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. За счет
увеличения размеров центрального корпуса дворца удалось создать еще
два больших зала и Парадную лестницу. Фасад здания украсили пилястры
и фигурный фронтон. Два новых флигеля были соединены А.
Квасовым со "Средним домом" деревянными галереями. Спустя год С.
Чевакинский перестроил их в камне. В 1745 году были отстроены одноэтажные
полукруглые здания циркумференций — служебных флигелей, опоясавших Парадный
двор.
В мае 1752 года, когда вся отделка дворца была завершена, императрица
Елизавета Петровна сочла
его недостаточно пышным и удобным для приемов и празднеств. Согласно
ее указу от 10 мая 1752 года архитектору Ф.-
Б. Растрелли была поручена новая реконструкция, сопровождавшаяся
ломкой уже готовых частей здания. Картины художника Ф. Баризьена, написанные
во второй половине XVIII века, воспроизводят наружный вид дворца, созданный
Ф.- Б. Растрелли в 1750-х
годах и прилегающую к нему регулярную часть Екатерининского
парка.
В витринах — портреты архитекторов, работавших во дворце в XVIII — XIX
веках: Ф.- Б. Растрелли,
Ч. Камерона, В.
Стасова.
Здесь же в комнате выставлены документы, рассказывающие о превращении
Екатерининского дворца
в художественный музей в 1918 году.
|

Модель Царскоселького дворца,
созданная А. В. Квасовым. Фотография. 1998

I-ая выставочная комната. Фрагмент.
Фотография. 1998

Модель Царскоселького дворца,
созданная А. В. Квасовым. Фотография. 1998
|