ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ
I-я выставочная комната

I-ю выставочную комнату можно попасть сразу с Парадной лестницы Екатерининского дворца. Экспозиция этой комнаты знакомит с основными этапами создания Екатерининского дворца. В центре левой стены, среди старинных гравюр — реляция П. Апраксина императору Петру I от 24 августа 1702 года, в которой впервые упоминается Сарская мыза, на месте которой в дальнейшем возникло Царское Село. Рядом рисунок "Каменные палаты о 16-ти светлицах", изображающий первый Царскосельский дворец, построенный по проекту И. Браунштейна. Строгий фасад с двумя ризалитами, простые по рисунку наличники окон и дверей, кровля с переломом — характерные особенности архитектурного дворцового облика петербургского зодчества начала XVIII века.
Центральная часть экспозиции посвящена наиболее значительному этапу дворцово-паркового строительства в Царском Селе в середине XVIII века. В 1742 году архитектору М. Земцову было приказано пристроить к старому дворцу "галереи на колоннах" и "флигели каменные". Проект был разработан, но остался неисполненным из-за смерти автора. В 1743 году был утвержден новый проект дворца, созданный архитектором С. Чевакинским и помощником архитектора А. Квасовым. В экспозиции представлена сохранившаяся деревянная модель Царскосельского дворца, созданная А. В. Квасовым. Она дает представление о несохранившемся архитектурном сооружении, строительство которого велось до 1748 года. «Старый дом» был включен в центральный корпус нового дворца как «Средний дом». Дворец состоял из 3-х корпусов, церкви и оранжерейного зала, соединенных между собой галереями. За счет увеличения размеров центрального корпуса дворца удалось создать еще два больших зала и Парадную лестницу. Фасад здания украсили пилястры и фигурный фронтон. Два новых флигеля были соединены А. Квасовым со "Средним домом" деревянными галереями. Спустя год С. Чевакинский перестроил их в камне. В 1745 году были отстроены одноэтажные полукруглые здания циркумференций — служебных флигелей, опоясавших Парадный двор.
В мае 1752 года, когда вся отделка дворца была завершена, императрица Елизавета Петровна сочла его недостаточно пышным и удобным для приемов и празднеств. Согласно ее указу от 10 мая 1752 года архитектору Ф.- Б. Растрелли была поручена новая реконструкция, сопровождавшаяся ломкой уже готовых частей здания. Картины художника Ф. Баризьена, написанные во второй половине XVIII века, воспроизводят наружный вид дворца, созданный Ф.- Б. Растрелли в 1750-х годах и прилегающую к нему регулярную часть Екатерининского парка.
В витринах — портреты архитекторов, работавших во дворце в XVIII — XIX веках: Ф.- Б. Растрелли, Ч. Камерона, В. Стасова.

Здесь же в комнате выставлены документы, рассказывающие о превращении Екатерининского дворца в художественный музей в 1918 году.


Модель Царскоселького дворца, созданная А. В. Квасовым. Фотография. 1998


I-ая выставочная комната. Фрагмент.
Фотография. 1998


Модель Царскоселького дворца, созданная А. В. Квасовым. Фотография. 1998