з
Портретного зала
можно пройти в Янтарную комнату, входившую в число Парадных залов Екатерининского
дворца. Ее называли одним из чудес света. Автором первоначального
проекта Янтарной комнаты считается А. Шлютер — главный архитектор Прусского
королевского двора, занимавший эту должность с 1699 года. В процессе
перестройки Большого королевского дворца в Берлине для Фридриха I у
А. Шлютера возникает идея использовать в отделке одной из дворцовых
комнат янтарь — материал, ранее не применявшийся в отделке интерьеров.
Осуществлению замысла помогло то, что в дворцовых кладовых хранилась
большая королевская коллекция янтаря. В основу коллекции А. Шлютер положил
уже имеющиеся в коллекции три богато орнаментированные янтарные рамы
с зеркалами, выполненные в XVII веке немецкими мастерами. Для работы
с янтарем архитектор пригласил из Копенгагена Готфрида Вольфрама, придворного
мастера датского короля Фридриха IV. В апреле 1701 года Г. Вольфрам
с рекомендательным письмом приезжает в Берлин и приступает к работе.
Однако осуществить задуманный проект удается лишь наполовину, так как
А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин. Придворным архитектором
прусского короля становится швед Эозандер фон Гете. Отношения с янтарным
мастером у него не складываются, и Г. Вольфрама тоже отстраняют от работ.
По новому замыслу короля янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург,
куда перевозятся уже готовые янтарные фрагменты. В 1707 году договор
на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами
— Готфридом Турау и Эрнестом Шахтом. Этот этап создания янтарной комнаты
длится около пяти лет. В 1713 году после смерти Фридриха I работы прекращаются.
Новому прусскому королю Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался
ненужным. Все янтарные архитектурные детали были отвезены в Берлинский
Цейхгауз и преданы забвению. Слухи о необычном янтарном кабинете доходят
до России. Императору Петру I
захотелось получить Янтарный кабинет для своей Кунсткамеры.
В 1716 году по дороге во Францию он встречается с Фридрихом Вильгельмом
I в Габельберне, недалеко от Берлина. Вскоре император Петр
I получает в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет
вместе с яхтой «Либурника». Через два года русский царь посылает ответный
подарок — 55 гренадеров и кубок собственной работы. Отправкой янтарного
кабинета руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головнин.
18 ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала
в Кенигсберг, а затем в Мемель, пробыв в пути 6 недель. Шестого января
1717 года по поручению императора Петра
I обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П. Бестужев-Рюмин
встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда в Петербург. Санкт-Петербургский
генерал-губернатор А. Меньшиков принял и распаковал ящики согласно Берлинской
инструкции. Но собрать Янтарный кабинет не смогли и янтарь отнесли во
флигель Летнего дворца. При вступлении на престол, императрица Елизавета
Петровна решила использовать позабытый Янтарный кабинет для убранства
одного из покоев своей официальной резиденции — нового Зимнего дворца
и поручила этим заняться своему обер-архитектору Ф.-
Б. Растрелли. Для починки и исправления янтарных деталей в феврале
1743 года приглашается итальянский мастер А. Мартелли. Для украшения
интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Ф.-
Б. Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные
панно "под янтарь". В 1745 году Фридрих II дарит императрицы Елизавете
Петровне четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха. В ее декоре
были использованы аллегории, прославляющие императрицу. Собранная в
1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя
в ходе реконструкции дворца ее приходилось переносить с место на место.
В июле 1755 года императрица Елизавета
Петровна приказала Ф.- Б.
Растрелли создать в Большом (Екатерининском
дворце) новую Янтарную комнату. Начальнику канцелярии Императорского
кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать кабинет в Зимнем дворце
и уложить в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда,
которая на руках перенесла ящики из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге
в Царское Село.
Зал Екатерининского дворца
— 96 квадратных метров значительно превышал размеры Янтарного кабинета.
Ф.- Б. Растрелли перекомпоновал
все детали кабинета, разместив панели симметрично по среднему ярусу
трех стен и разделив их пилястрами с зеркалами, а также украсив комнату
золоченой резьбой по дереву. Для установки панно на стены вновь приглашается
А. Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты
холстом и расписаны "под янтарь" художником И. Бельским. Учитывая хрупкость
материала, и частые осыпи янтаря для комнаты был выделен специальный
смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы.
В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Фридрих Роггенбук.
Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в янтарной
мастерской Царского Села.
В 1763 году императрица Екатерина
II издает указ о замене расписных холстов в комнате на янтарные
панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. Вместе с Ф.
Роггенбуком к работе приступили ранее приглашенные в Россию Клеменс
Фриде, Иоганн Готлиб Вельпендорф, подмастерья Генрих Вильгельм Фриде,
сын Фридриха Роггенбука Иоганн и их русские ученики. Было изготовлено
восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком: восемь филенок
под пилястры, десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в
которых использованы фрагменты берлинской работы. За 4 года было использовано
450 килограммов янтаря. К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено.
Комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных
фотографиях.
Янтарный убор, занимавший три стены был расположен в три яруса. Центральный
(средний) ярус был составлен их восьми симметричных крупных вертикальных
панно. В четырех из них были картины из цветных камней, исполненные
в 50-х годах XVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики
по проекту художника Джузеппе Дзокки и изображавшие пять природных чувств:
Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно
занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали
прямоугольные янтарные панно.В юго-западном углу был вмонтирован маленький
янтарный столик на изящно выгнутой ножке. Убранство комнаты состояло
из наборных комодов русской работы, ваз китайского фарфора. Кроме того,
в комнате, в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных
в Европе собраний янтарных изделий XVII — XVIII веков немецких, польских
и петербургских мастеров. Резкие перепады температуры, печное отопление
разрушали янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация:
в 1833,1865, 1893-1897 годах. В 1920 - 1930-е годы время небольшие реставрационные
работы велись скульптором И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась
на 1941 год.
В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась
эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты
было решено не вывозить их как другие музейные экспонаты в глубь страны,
а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили
сначала бумагой, затем марлей и ватой.
Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в г. Пушкин (Царское Село)
прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупантами панно были
демонтированы и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсберского
музея под номером 200 было записано, что комната подарена музею Германским
государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно
и двери были выставлены в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского
замка . Директор музея А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната,
вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского
музея. Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната.
В 1944 году при отступлении немцев янтарь снова был разобран, упакован
в ящики и вывезен в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты
теряются. Ее поиски пока безрезультатны.
С 1983 года началась серьезная работа по воссозданию Янтарной комнаты
в Екатерининском дворце.
Автором проекта становится архитектор А. Кедринский. В 1996 году Б.
Игдаловым, директором ООО "Янтарная комната (так называется янтарная
мастерская Екатерининского дворца), воссоздана флорентийская мозаика
"Зрение". В настоящее время завершается работа над воссозданием второй
мозаики "Осязание и обоняние".
Янтарная комната была открыта для посетителей в 1980 году в числе пяти
залов Парадной анфилады Ф.-
Б. Растрелли в Екатерининском
дворце. Тогда был выполнен живописный плафон и верхний ярус комнаты,
расписанный "под янтарь", воссоздан наборный паркет. Участки, занимаемые
янтарными панно, были затянуты холстом. В 1994 году были установлены
янтарные панно нижнего яруса и угловой столик. В 1997 году поставлено
на место первое из восьми больших (3,6 x 1,34 м) панно Янтарной комнаты.
Близки к завершению еще два больших и четыре узких панно.
|

Янтарная комната.
Фотография.
1930-е

Янтарная
комната.
Фотография.
1998

Янтарная
комната.
Фотография.
1998

Янтарная
комната.
Флорентийская мозаика «Зрение».
Фотография.
1998
|