ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ
Янтарная комната

з Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату, входившую в число Парадных залов Екатерининского дворца. Ее называли одним из чудес света. Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается А. Шлютер — главный архитектор Прусского королевского двора, занимавший эту должность с 1699 года. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине для Фридриха I у А. Шлютера возникает идея использовать в отделке одной из дворцовых комнат янтарь — материал, ранее не применявшийся в отделке интерьеров. Осуществлению замысла помогло то, что в дворцовых кладовых хранилась большая королевская коллекция янтаря. В основу коллекции А. Шлютер положил уже имеющиеся в коллекции три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами, выполненные в XVII веке немецкими мастерами. Для работы с янтарем архитектор пригласил из Копенгагена Готфрида Вольфрама, придворного мастера датского короля Фридриха IV. В апреле 1701 года Г. Вольфрам с рекомендательным письмом приезжает в Берлин и приступает к работе. Однако осуществить задуманный проект удается лишь наполовину, так как А. Шлютер был отстранен от работ и покинул Берлин. Придворным архитектором прусского короля становится швед Эозандер фон Гете. Отношения с янтарным мастером у него не складываются, и Г. Вольфрама тоже отстраняют от работ. По новому замыслу короля янтарный кабинет решено устроить в замке Шарлоттенбург, куда перевозятся уже готовые янтарные фрагменты. В 1707 году договор на продолжение работ заключается с двумя приглашенными из Данцига мастерами — Готфридом Турау и Эрнестом Шахтом. Этот этап создания янтарной комнаты длится около пяти лет. В 1713 году после смерти Фридриха I работы прекращаются. Новому прусскому королю Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все янтарные архитектурные детали были отвезены в Берлинский Цейхгауз и преданы забвению. Слухи о необычном янтарном кабинете доходят до России. Императору Петру I захотелось получить Янтарный кабинет для своей Кунсткамеры.
В 1716 году по дороге во Францию он встречается с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберне, недалеко от Берлина. Вскоре император Петр I получает в качестве дипломатического подарка янтарный кабинет вместе с яхтой «Либурника». Через два года русский царь посылает ответный подарок — 55 гренадеров и кубок собственной работы. Отправкой янтарного кабинета руководил русский посланник при прусском дворе граф А. Головнин. 18 ящиков с янтарем были погружены на восемь телег и отправлены сначала в Кенигсберг, а затем в Мемель, пробыв в пути 6 недель. Шестого января 1717 года по поручению императора Петра I обер-гофмейстер курляндской герцогини Анны Иоановны П. Бестужев-Рюмин встретил груз в Мемеле и отправил в Ригу, а оттуда в Петербург. Санкт-Петербургский генерал-губернатор А. Меньшиков принял и распаковал ящики согласно Берлинской инструкции. Но собрать Янтарный кабинет не смогли и янтарь отнесли во флигель Летнего дворца. При вступлении на престол, императрица Елизавета Петровна решила использовать позабытый Янтарный кабинет для убранства одного из покоев своей официальной резиденции — нового Зимнего дворца и поручила этим заняться своему обер-архитектору Ф.- Б. Растрелли. Для починки и исправления янтарных деталей в феврале 1743 года приглашается итальянский мастер А. Мартелли. Для украшения интерьера в Зимнем дворце янтарных деталей не хватает, поэтому Ф.- Б. Растрелли использует зеркальные пилястры и расписывает дополнительные панно "под янтарь". В 1745 году Фридрих II дарит императрицы Елизавете Петровне четвертую раму, исполненную по проекту А. Рейха. В ее декоре были использованы аллегории, прославляющие императрицу. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя в ходе реконструкции дворца ее приходилось переносить с место на место. В июле 1755 года императрица Елизавета Петровна приказала Ф.- Б. Растрелли создать в Большом (Екатерининском дворце) новую Янтарную комнату. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать кабинет в Зимнем дворце и уложить в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая на руках перенесла ящики из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Царское Село.
Зал Екатерининского дворца — 96 квадратных метров значительно превышал размеры Янтарного кабинета. Ф.- Б. Растрелли перекомпоновал все детали кабинета, разместив панели симметрично по среднему ярусу трех стен и разделив их пилястрами с зеркалами, а также украсив комнату золоченой резьбой по дереву. Для установки панно на стены вновь приглашается А. Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны "под янтарь" художником И. Бельским. Учитывая хрупкость материала, и частые осыпи янтаря для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Фридрих Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в янтарной мастерской Царского Села.
В 1763 году императрица Екатерина II издает указ о замене расписных холстов в комнате на янтарные панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. Вместе с Ф. Роггенбуком к работе приступили ранее приглашенные в Россию Клеменс Фриде, Иоганн Готлиб Вельпендорф, подмастерья Генрих Вильгельм Фриде, сын Фридриха Роггенбука Иоганн и их русские ученики. Было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком: восемь филенок под пилястры, десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которых использованы фрагменты берлинской работы. За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря. К 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната получила свой окончательный вид, запечатленный позднее на многочисленных фотографиях.
Янтарный убор, занимавший три стены был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус был составлен их восьми симметричных крупных вертикальных панно. В четырех из них были картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах XVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Джузеппе Дзокки и изображавшие пять природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно.В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно выгнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных комодов русской работы, ваз китайского фарфора. Кроме того, в комнате, в застекленных витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII — XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров. Резкие перепады температуры, печное отопление разрушали янтарный убор. В XIX веке трижды проводилась реставрация: в 1833,1865, 1893-1897 годах. В 1920 - 1930-е годы время небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. Серьезная реставрация намечалась на 1941 год.
В первые дни Второй мировой войны, когда в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей, из-за хрупкости панелей Янтарной комнаты было решено не вывозить их как другие музейные экспонаты в глубь страны, а произвести их консервацию на месте, не снимая со стен. Панно оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой.
Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в г. Пушкин (Царское Село) прибыли специалисты из команды "Кунсткомиссион". Оккупантами панно были демонтированы и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсберского музея под номером 200 было записано, что комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов. Похищенные янтарные панно и двери были выставлены в одном из залов третьего этажа Кенигсбергского замка . Директор музея А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсбергского музея. Это было последнее место, где демонстрировалась Янтарная комната. В 1944 году при отступлении немцев янтарь снова был разобран, упакован в ящики и вывезен в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Ее поиски пока безрезультатны.
С 1983 года началась серьезная работа по воссозданию Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Автором проекта становится архитектор А. Кедринский. В 1996 году Б. Игдаловым, директором ООО "Янтарная комната (так называется янтарная мастерская Екатерининского дворца), воссоздана флорентийская мозаика "Зрение". В настоящее время завершается работа над воссозданием второй мозаики "Осязание и обоняние".
Янтарная комната была открыта для посетителей в 1980 году в числе пяти залов Парадной анфилады Ф.- Б. Растрелли в Екатерининском дворце. Тогда был выполнен живописный плафон и верхний ярус комнаты, расписанный "под янтарь", воссоздан наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, были затянуты холстом. В 1994 году были установлены янтарные панно нижнего яруса и угловой столик. В 1997 году поставлено на место первое из восьми больших (3,6 x 1,34 м) панно Янтарной комнаты. Близки к завершению еще два больших и четыре узких панно.


Янтарная комната.
Фотография.
1930-е


Янтарная комната.
Фотография.
1998


Янтарная комната.
Фотография.
1998


Янтарная комната.
Флорентийская мозаика «Зрение».
Фотография.
1998