ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ
Картинный зал

артинный зал — один из парадных апартаментов Екатерининского дворца был создан по проекту Ф.- Б. Растрелли в 1750-х годах. Площадь этого парадного зала около 180 квадратных метров. Зал занимает всю ширину дворца. В XVIII веке он очень часто использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных концертов. В нем также проходили заседания — "конференции при высочайшем дворе" в ходе Северной семилетней войны, а летом 1757 года — торжественный прием в связи с доставкой знамен и ключей от завоеванных прусских городов. Картинный зал отличается от всех других залов Парадной анфилады Ф.- Б. Растрелли в Екатерининском дворце своей оригинальной отделкой. Его стены, южную и северную, украшают произведения живописи, размещенные по принципу шпалерной развески. Основная часть коллекции живописи (112 картин) была приобретена, по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны в 1745 году в Праге и Богемии художником Г. Гроотом за 12 тысяч рублей специально для Екатерининского дворца. Она состоит из произведений западно-европейских мастеров живописи XVII — начала XVIII века различных национальных школ. Среди них полотна голландских и фламандских мастеров: архитектурные композиции Эмануэля де Витта, жанровые сцены Адриана ван Остаде и Давида Тенирса, пейзажи Яна Бота, натюрморты Давида де Гема и Яна Фейта. Картины французских и итальянских художников - аллегории скульптуры и музыки Жана Марка Наттье, батальные сцены Жака Куртуа (Бургиньона), мифологические и библейские сцены Жака Бланшара, Луки Джорджано и других. Особое место в этом многообразии жанров занимают две картины Пьера Дени Мартена Младшего "Полтавская баталия" и "Битва при Лесной". Они были написаны по личному заказу императора Петра I, который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной войне (1700 — 1721). Но сам Петр I картин не увидел, они прибыли в Россию уже после его смерти. При огромной художественной ценности, эта коллекция была использована в Картинном зале только с декоративной целью. Размещая ее, Ф.- Б. Растрелли не учитывал ни сюжеты картин, ни национальную принадлежность авторов, а лишь размеры и цветовой колорит. Отделенные друг от друга узким золотым багетом, картины сливаются в сплошной красочный ковер. Непосредственным подбором картин и соединением их в симметричном рисунке, распространенной тогда шпалерной развески занимался живописец Пфанцельт. С общим колоритом стен гармонирует плафон "Олимп", копия с плафона художника Г. Дициани на Иордановской лестнице Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Золоченой резьбы в зале не много, но резные симметрично расположенные двери, решенные как порталы, одни из самых нарядных во всей Парадной анфиладе Ф.- Б. Растрелли в Екатерининском дворце. Их обрамляют резные золоченые кариатиды, а в центре десюдепортов изображена богиня мудрости и войны, покровительница ремесел и наук — Минерва, опирающаяся на зеркало, которое подносит ей амур. Великолепный узор паркета создает впечатление расходящихся ступенек лестницы. В годы Второй мировой войны Картинный зал сгорел, но большинство картин удалось эвакуировать. Из 130 картин полностью сохранилось 114. Для замены 16 погибших полотен были найдены близкие по стилю и тональности картины из фондов Эрмитажа, музея Академии художеств и других музеев Санкт-Петербурга. В 1967 году вновь восстановленный Картинный зал был открыт для посетителей.


Картинный зал..
Фотография . 1998


Картинный зал. Фрагмент северной стены.
Фотография . 1998

Картинный зал.
Шпалерная развеска картин. Фотография .1998