артинный
зал — один из парадных апартаментов Екатерининского
дворца был создан по проекту Ф.-
Б. Растрелли в 1750-х годах. Площадь этого парадного зала около
180 квадратных метров. Зал занимает всю ширину дворца. В XVIII веке
он очень часто использовался для дипломатических приемов, трапез и музыкальных
концертов. В нем также проходили заседания — "конференции при высочайшем
дворе" в ходе Северной семилетней войны, а летом 1757 года — торжественный
прием в связи с доставкой знамен и ключей от завоеванных прусских городов.
Картинный зал отличается от всех других залов Парадной анфилады Ф.-
Б. Растрелли в Екатерининском
дворце своей оригинальной отделкой. Его стены, южную и северную,
украшают произведения живописи, размещенные по принципу шпалерной развески.
Основная часть коллекции живописи (112 картин) была приобретена, по
распоряжению императрицы Елизаветы
Петровны в 1745 году в Праге и Богемии художником Г. Гроотом за
12 тысяч рублей специально для Екатерининского дворца. Она состоит из
произведений западно-европейских мастеров живописи XVII — начала XVIII
века различных национальных школ. Среди них полотна голландских и фламандских
мастеров: архитектурные композиции Эмануэля де Витта, жанровые сцены
Адриана ван Остаде и Давида Тенирса, пейзажи Яна Бота, натюрморты Давида
де Гема и Яна Фейта. Картины французских и итальянских художников -
аллегории скульптуры и музыки Жана Марка Наттье, батальные сцены Жака
Куртуа (Бургиньона), мифологические и библейские сцены Жака Бланшара,
Луки Джорджано и других. Особое место в этом многообразии жанров занимают
две картины Пьера Дени Мартена Младшего "Полтавская баталия" и "Битва
при Лесной". Они были написаны по личному заказу императора Петра I,
который хотел сохранить память о славных победах русской армии в Северной
войне (1700 — 1721). Но сам Петр I картин не увидел, они прибыли в Россию
уже после его смерти. При огромной художественной ценности, эта коллекция
была использована в Картинном зале только с декоративной целью. Размещая
ее, Ф.- Б. Растрелли не
учитывал ни сюжеты картин, ни национальную принадлежность авторов, а
лишь размеры и цветовой колорит. Отделенные друг от друга узким золотым
багетом, картины сливаются в сплошной красочный ковер. Непосредственным
подбором картин и соединением их в симметричном рисунке, распространенной
тогда шпалерной развески занимался живописец Пфанцельт. С общим колоритом
стен гармонирует плафон "Олимп", копия с плафона художника Г. Дициани
на Иордановской лестнице Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Золоченой
резьбы в зале не много, но резные симметрично расположенные двери, решенные
как порталы, одни из самых нарядных во всей Парадной анфиладе Ф.-
Б. Растрелли в Екатерининском дворце. Их обрамляют резные золоченые
кариатиды, а в центре десюдепортов изображена богиня мудрости и войны,
покровительница ремесел и наук — Минерва, опирающаяся на зеркало, которое
подносит ей амур. Великолепный узор паркета создает впечатление расходящихся
ступенек лестницы. В годы Второй мировой войны Картинный зал сгорел,
но большинство картин удалось эвакуировать. Из 130 картин полностью
сохранилось 114. Для замены 16 погибших полотен были найдены близкие
по стилю и тональности картины из фондов Эрмитажа, музея Академии художеств
и других музеев Санкт-Петербурга. В 1967 году вновь восстановленный
Картинный зал был открыт для посетителей.
|

Картинный зал..
Фотография . 1998

Картинный зал. Фрагмент северной
стены.
Фотография . 1998
Картинный
зал.
Шпалерная развеска картин. Фотография
.1998
|