з
Комнаты перед чугунной
лестницей можно пройти в Официантскую. Комната была одним из служебных
помещений Екатерининского дворца, отсюда и ее название. По плану архитектора
Ч. Камерона она была разделена
поперечной перегородкой на две "прихожих", из которых одна была полутемной
и выходила на лестницу. Архитектурно-художественное убранство было решено
в традициях классицизма. Во время пожара 1820 года интерьер Официантской
значительно пострадал. Композиция интерьера архитектора Ч. Камерона
со сдвоенными пилястрами на стенах и широким фризом с архивольтами была
вновь воспроизведена В. П.Стасовым
с некоторыми изменениями. Рисунок деталей из-за отсутствия сохранившихся
образцов Ч. Камерона был выполнен по чертежам В. П. Стасова. Из-за отсутствия
графического материала потолок в этом зале был оставлен белым. В 40-х
гг. XIX века В. П. Стасов по указу императора Николая
I убрал в Официантской перегородку, и две "прихожих" превратились
в просторную светлую комнату. Основной принцип существовавшего ранее
художественного решения отделки интерьера, с симметричным членением
стен деревянными пилястрами с каннелюрами, окрашенными под мрамор и
соединенными гипсовыми арками, был сохранен. Значительно обогатил строгое
решение интерьера паркет с четким геометрическим рисунком, набранный
из ценных пород дерева: палисандра, амаранта, красного и черного дерева,
дуба и клена. Для центральной части пола был использован наборный паркет
одной из "прихожих". В 1855 году согласно проекта архитектора А.
И. Штакеншнейдера в центр потолка Официантской была вмонтирована
картина художника венецианской школы XVII века Пьетро Либери. Её обрамляли
золоченые тяги и лепные орнаменты и дополняли декоративные живописные
медальоны. Во время Второй мировой войны интерьер Официантской был разрушен.
По двум сохранившимся пилястрам резчик-реставратор А. К. Кочуев с бригадой
столяров выполнил остальные восемнадцать. Паркет отреставрировали паркетчики-реставраторы
А. М. Квадрин и Д. М. Лебедев. Потолок вновь оставили белым, так как
до сих пор не найдены чертежи Ч. Камерона. После реставрационных работ
зал был открыт в 1959 году. Сегодня архитектурно-художественное убранство
Официантской дополняют изящные ломберные столики наборного дерева конца
XVIII века и стулья красного дерева русской работы XIX века в стиле
чиппендейль.
|

Официантская
. Деталь.
Фотография. 1998.

TОфициантская
. Деталь.
Фотография. 1998.
|