оследняя
комната в Парадной анфиладе Екатерининского
дворца. Название комната получила из-за своего расположения — рядом
с хорами Дворцовой церкви.
По плану В. Неелова комната
имела два окна с надворной стороны и два окна на северной стене, выходящие
в Дворцовую церковь. Стены Предхорной были затянуты шелком абрикосового
цвета. В конце XVIII века Ч. Камерон
ставит в этой комнате перегородку и создает "комнату, что подле Церкви"
и "уборную Великого князя Павла Петровича". Два окна в Церковь были
заложены. Во время перепланировки 1844-1845 гг. архитектор
В. П. Стасов, выполняя заказ императора Николая
I, сломал перегородку и вновь получил просторную светлую комнату.
Стены комнаты были оклеены обоями и завершались лепным золоченым фризом,
с изображением васильков. С 1894 года стены Предхорной были затянуты
золотистым шелком фабричной работы с тканым рисунком, изображающим фазанов
и лебедей. Шелк был выткан на фабрике Сапожникова и являлся повторением
уникального шелка ручной работы второй половины XVIII века. В годы Второй
мировой войны шелк работы фабрики Сапожникова был утрачен. В настоящее
время архитектурно-художественное убранство Предхорной восстановлено
по чертежам XIX века. Лепной фриз, потолок и наборный паркет реставрированы.
Стены вновь затянуты сохранившимся в кладовых дворцах золотистым шелком
с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей, который был выполнен
на фабрике статского советника И. Л. Лазарева в селе Фряново под Москвой
по рисункам известного французского художника-декоратора XVIII века
Филиппа де Ла Саля (1720-1808 гг.). По просьбе императрицы Екатерины
II он создал рисунки для шелков, которые предназначались для императорских
петербургских дворцов, в том числе и Большого (Екатерининского) дворца.
На каждом куске шелка, вытканного на ручных станках крепостными мастерами,
ставилась фамилия мастера. Таким образом, до нас дошли имена Сергея
и Николая Стрельниковых, Николая Дьячкова и Ивана Белого. Среди мастеров
Василий по прозвищу Паук. Такое характерное прозвище было высшей похвалой
искусству ткача. Именно этот шелк был повторен в конце XIX века на фабрике
Сапожникова. Эта фабричная ткань была использована и для обивки резного
золоченого дивана, изготовленного в XVIII веке предположительно по рисунку
Ф.- Б. Растрелли. Из этого же шелка и шторы в Предхорной. После
реставрации Предхорная открыта в 1959 году.
|

Предхорная. Деталь.
Фотография. 1998.

Предхорная. Деталь.
Фотография. 1998.
|