ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ДВОРЕЦ
Предхорная

оследняя комната в Парадной анфиладе Екатерининского дворца. Название комната получила из-за своего расположения — рядом с хорами Дворцовой церкви. По плану В. Неелова комната имела два окна с надворной стороны и два окна на северной стене, выходящие в Дворцовую церковь. Стены Предхорной были затянуты шелком абрикосового цвета. В конце XVIII века Ч. Камерон ставит в этой комнате перегородку и создает "комнату, что подле Церкви" и "уборную Великого князя Павла Петровича". Два окна в Церковь были заложены. Во время перепланировки 1844-1845 гг. архитектор В. П. Стасов, выполняя заказ императора Николая I, сломал перегородку и вновь получил просторную светлую комнату. Стены комнаты были оклеены обоями и завершались лепным золоченым фризом, с изображением васильков. С 1894 года стены Предхорной были затянуты золотистым шелком фабричной работы с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей. Шелк был выткан на фабрике Сапожникова и являлся повторением уникального шелка ручной работы второй половины XVIII века. В годы Второй мировой войны шелк работы фабрики Сапожникова был утрачен. В настоящее время архитектурно-художественное убранство Предхорной восстановлено по чертежам XIX века. Лепной фриз, потолок и наборный паркет реставрированы. Стены вновь затянуты сохранившимся в кладовых дворцах золотистым шелком с тканым рисунком, изображающим фазанов и лебедей, который был выполнен на фабрике статского советника И. Л. Лазарева в селе Фряново под Москвой по рисункам известного французского художника-декоратора XVIII века Филиппа де Ла Саля (1720-1808 гг.). По просьбе императрицы Екатерины II он создал рисунки для шелков, которые предназначались для императорских петербургских дворцов, в том числе и Большого (Екатерининского) дворца. На каждом куске шелка, вытканного на ручных станках крепостными мастерами, ставилась фамилия мастера. Таким образом, до нас дошли имена Сергея и Николая Стрельниковых, Николая Дьячкова и Ивана Белого. Среди мастеров Василий по прозвищу Паук. Такое характерное прозвище было высшей похвалой искусству ткача. Именно этот шелк был повторен в конце XIX века на фабрике Сапожникова. Эта фабричная ткань была использована и для обивки резного золоченого дивана, изготовленного в XVIII веке предположительно по рисунку Ф.- Б. Растрелли. Из этого же шелка и шторы в Предхорной. После реставрации Предхорная открыта в 1959 году.


Предхорная. Деталь.
Фотография. 1998.


Предхорная. Деталь.
Фотография. 1998.