ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона

южному корпусу (в 1790-х годах, когда на первом этаже в нем поселился последний фаворит императрицы Екатерины II Платон Зубов, он получил название Зубовского) Екатерининского дворца примыкает ансамбль, созданный в 1780 — 1794 годах архитектором Ч. Камероном. Вместе эти здания должны были обозначить границу регулярной и пейзажной части Екатерининского парка. В архитектурный ансамбль Ч. Камерона входит ряд построек различного назначения, объединенных общим художественным решением: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, Висячим и Цветным садиками и Пандусом. Еще в начале 1770-х годов у императрицы Екатерины II возник замысел выстроить архитектурное сооружение в греко-римском стиле в регулярной части Екатерининского парка. Она писала скульптору Этьену Морису Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности… Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду". Многих знаменитых мастеров привлекала возможность создать такое произведение в летней парадной резиденции российской императрицы. Француз Шарль де Вайи предложил возвести здание, посвященное наукам и искусствам и их покровительнице — инерве. Величайший знаток античности Шарль Клериссо предложил построить "античный дом", основанный на композиции терм Диоклетиана, который по своим размерам должен был превосходить Большой (Екатерининский) дворец и уже по этому был не пригоден. Однако именно ему принадлежала мысль, что именно термы — то типичное сооружение Древнего Рима, которое можно воссоздать в Царском Селе, для того чтобы устроить "игру", похожую на античную жизнь. Екатерина II не захотела пойти на непомерные финансовые условия французского художника. Однако и не отказалась от своих замыслов. Ее желание выполнил Ч.Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии. Екатерина II писала во Францию М. Гримму: "Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению, … великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы "иметь … античный дом", совпавшее с научным изысканием архитектора, посвященного римским термам, явилось причиной создания удивительного сооружения, которое можно назвать термами Ч.Камерона. Царскосельские термы, построенные в стиле классицизма, привлекали возможностью придать возвышенную торжественность такому бытовому событию, как посещение императрицей бани. Екатерина II к подобным явлениям не была равнодушна. Ведь даже переезд из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Царское Село на летние месяцы она превращала в зрелище. "Отъезд императрицы, хоть он и происходил каждую весну, производил всегда большое впечатление. Она отправлялась… в шестиместной карете; перед ней ехали шесть гайдуков, двенадцать гусаров, двенадцать казаков. Сзади камер-пажи и шталмейстеры, все верхом. Как только шествие трогалось, с крепости раздавалось сто выстрелов из пушки", — вспоминала одна из фрейлин. До 1917 года архитектурный ансамбль Ч. Камерона, как и другие постройки Царскосельской резиденции, принадлежал императорской фамилии. С 1918 года в нем открылись музейные экспозиции. В годы Второй мировой войны ансамблю был нанесен огромный ущерб. Его помещения были приспособлены немецкими оккупантами под конюшню, слесарную мастерскую, огневую и пулеметную точку. В 1948 году восстановленный ансамбль был вновь открыт для посетителей. С тех пор его помещения используются под выставочные экспозиции.


Регулярная часть Екатерининского парка.
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Фотография. 1998.

Холодные бани

Агатовые комнаты

Камеронова галерея

Висячий садик

Пандус