южному корпусу (в 1790-х годах, когда на первом этаже в нем поселился
последний фаворит императрицы Екатерины II
Платон Зубов, он получил название Зубовского) Екатерининского
дворца примыкает ансамбль, созданный в 1780 — 1794 годах архитектором
Ч. Камероном. Вместе эти здания должны были
обозначить границу регулярной и пейзажной части Екатерининского
парка. В архитектурный ансамбль Ч. Камерона входит ряд построек
различного назначения, объединенных общим художественным решением: Камеронова
галерея, Холодные бани с Агатовыми
комнатами, Висячим и Цветным садиками
и Пандусом. Еще в начале 1770-х годов у императрицы
Екатерины II возник замысел выстроить архитектурное сооружение в греко-римском
стиле в регулярной части Екатерининского парка. Она писала скульптору
Этьену Морису Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь
проект античного дома, распланированного как в древности… Я в состоянии
выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду".
Многих знаменитых мастеров привлекала возможность создать такое произведение
в летней парадной резиденции российской императрицы. Француз Шарль де
Вайи предложил возвести здание, посвященное наукам и искусствам и их
покровительнице — инерве. Величайший знаток античности Шарль Клериссо
предложил построить "античный дом", основанный на композиции терм Диоклетиана,
который по своим размерам должен был превосходить Большой (Екатерининский)
дворец и уже по этому был не пригоден. Однако именно ему принадлежала
мысль, что именно термы — то типичное сооружение Древнего Рима, которое
можно воссоздать в Царском Селе, для того чтобы устроить "игру", похожую
на античную жизнь. Екатерина II не захотела пойти на непомерные финансовые
условия французского художника. Однако и не отказалась от своих замыслов.
Ее желание выполнил Ч.Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии.
Екатерина II писала во Францию М. Гримму: "Теперь я завладела мастером
Камероном, шотландцем по рождению, … великим рисовальщиком, который
напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях".
Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу
и галереей наверху. Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы
"иметь … античный дом", совпавшее с научным изысканием архитектора,
посвященного римским термам, явилось причиной создания удивительного
сооружения, которое можно назвать термами Ч.Камерона. Царскосельские
термы, построенные в стиле классицизма, привлекали возможностью придать
возвышенную торжественность такому бытовому событию, как посещение императрицей
бани. Екатерина II к подобным явлениям не была равнодушна. Ведь даже
переезд из Зимнего дворца в Санкт-Петербурге в Царское Село на летние
месяцы она превращала в зрелище. "Отъезд императрицы, хоть он и происходил
каждую весну, производил всегда большое впечатление. Она отправлялась…
в шестиместной карете; перед ней ехали шесть гайдуков, двенадцать гусаров,
двенадцать казаков. Сзади камер-пажи и шталмейстеры, все верхом. Как
только шествие трогалось, с крепости раздавалось сто выстрелов из пушки",
— вспоминала одна из фрейлин. До 1917 года архитектурный ансамбль Ч.
Камерона, как и другие постройки Царскосельской резиденции, принадлежал
императорской фамилии. С 1918 года в нем открылись музейные экспозиции.
В годы Второй мировой войны ансамблю был нанесен огромный ущерб. Его
помещения были приспособлены немецкими оккупантами под конюшню, слесарную
мастерскую, огневую и пулеметную точку. В 1948 году восстановленный
ансамбль был вновь открыт для посетителей. С тех пор его помещения используются
под выставочные экспозиции.
|

Регулярная часть Екатерининского
парка.
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Фотография. 1998.
Холодные
бани
Агатовые
комнаты
Камеронова
галерея
Висячий
садик
Пандус
|