ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона

Холодные бани

комплексе сооружений, построенных Ч. Камероном, Холодным баням принадлежит центральное место. Исторически сложившееся название "Холодные бани" было призвано заменить слово "термы". Перед главным фасадом холодных бань находится терраса на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Она служит основанием для Висячего сада и связующим звеном между сооружениями архитектурного ансамбля Ч.Камерона и Екатерининским дворцом. В 1780 году была закончена модель Холодных бань, и весной того же года началось строительство этого павильона. Это небольшое двухэтажное прямоугольное здание. В его нижнем этаже были расположены помещения для купального зала, ванны, русской бани с паром. Во втором этаже — шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений, получивших название — "Агатовые комнаты". Архитектурное оформление фасадов Холодных бань, как и всего комплекса Ч.Камерона, построено на контрасте в отделке этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от второго профилированной карнизной тягой и облицован массивными блоками пудостского камня, грубо обработанного, пористого, как будто изъеденного ветрами и дождями. Это создало иллюзию "древности", подлинности "античного" памятника. Второй этаж, напротив, — легкий, светлый. Его гладко штукатурные стены были окрашены по указанию Ч. Камерона нежным желтом тоном. На нем выделялись ниши, окрашенные в цвет терракоты. Этот колер стен фасада сохраняется неизменным и по сей день. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны высоко расположенные полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные. Прямоугольные окна-двери помещены в арках незначительного углубления. Перед ними балконы. В простенках расположены ниши со стоящими в них скульптурными фигурами. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж павильона Холодных бань воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон. Это главный, юго-западный фасад Холодных бань, так называемые Агатовые комнаты. Он отличается от остальных фасадов обилием таких же, как на Камероновой галерее колонн. Таким образом, подчеркивается единство этих сооружений. Разрабатывая проект павильона Холодных бань, Ч. Камерон исходил из плана терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам Палладио. В число помещений этих терм входили: аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большая комната для упражнений; горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой; фригидарий — холодная баня. В Холодных банях в Царском Селе прослеживается попытка воспроизвести схему планировки римских терм, что подтверждается документами. В них упоминается в числе комнат нижнего этажа помещение с оловянным бассейном в центре, "жаркая баня" и "отдыхательная комната". В оформлении интерьеров Холодных бань Ч.Камерон применил цветной камень и обычные декоративные средства, особенно лепку. Лепные работы в Холодных банях выполнил Осип Мельников, крепостной Н.А.Львова — известного архитектора и поэта. Скульптурные работы — Ж.Д.Рашет и К.Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах. Среди них особенно выделялся Жан Батист Шарлемань и живописец И.Рудольф. Для паркетов частично были использованы готовые полы, выполненные столярного дела мастером Х.Мейером по проектам Ю.М.Фельтена для дома А.Д.Ланского, строившегося тогда на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. В настоящее время помещения первого этажа Холодных бань используются под временные выставки.


Регулярная часть Екатерининского парка.
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Павильон "Холодные бани".
Фотография. 1998.


Передняя

Отдыхательная комната

Купальный зал

Ванная комната

Угловой кабинет

Русская баня