троительство
архитектурного ансамбля Ч.Камерона
завершилось к осени 1787 года. К тому времени в Камероновой
галерее, Холодных банях и Висячем
саду было сделано все, что предусматривалось проектами архитектора.
В тот период Висячий сад имел значительно меньшую площадь и иную форму,
чем та, которую мы видим сейчас. Расширили Висячий сад пятью годами
позже. Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных
бань. Южным углом он примыкал к северному углу Камероновой галереи,
а западным — к торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского
дворца. В этом месте во всю ширину флигеля сад ответвлялся в виде
узкой дорожки с цветным бордюром, служившей сообщением между Екатерининским
дворцом, Холодными банями и Камероновой галереей. Южный угол торцевой
части Зубовского флигеля Екатерининского дворца, соединенный непосредственно
с Висячим садом, представляет полуоткрытую площадку, называемую Зеркальной.
Архитектурное оформление ее как бы в зеркальном отображении повторяет
Камеронову галерею. Здесь так же как в галерее, каннелированные колонны
ионического ордера, фриз с венками и мраморный пол. Зеркальная площадка
соединялась непосредственно с покоями императрицы Екатерины
II. Дверь с этой площадки вела в Зеркальный кабинет — одну из личных
комнат Екатерины II. Терраса в самом начале была задумана как основание
для небольшого Висячего сада, расположенного на уровне второго этажа.
Поэтому на своды была уложена гидроизоляция из листового свинца и насыпан
толстый слой земли, позволявший производить посадку садовых растений.
Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы. Вокруг кустов были высажены
тюльпаны, пионы, нарциссы. Остальная часть сада представляла сплошной
ковер из разнообразных цветов. Боковые стороны Висячего сада окружала
балюстрада из эзельского доломита — камня, добывавшегося на острове
Эзель (Сааремаа). Работа производилась под руководством иностранного
мастера Эстерейха. Эти каменные балюстрады до нашего времени не сохранились.
Еще в начале XIX века они сильно обветшали, не выдержав сурового климата,
и их заменили деревянными, окрашенными белой краской. При проектировании
и строительстве Пандуса в 1792 году появилась необходимость расширить
площадь Висячего сада. Для этого потребовалось поставить дополнительные
шесть столбов и выложить своды между флигелем Екатерининского дворца
и Камероновой галереей, где сада не было. В результате этих работ Висячий
сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел
ту форму, которая существует и поныне.
|