ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона

Висячий сад

троительство архитектурного ансамбля Ч.Камерона завершилось к осени 1787 года. К тому времени в Камероновой галерее, Холодных банях и Висячем саду было сделано все, что предусматривалось проектами архитектора. В тот период Висячий сад имел значительно меньшую площадь и иную форму, чем та, которую мы видим сейчас. Расширили Висячий сад пятью годами позже. Первоначально сад располагался только перед зданием Холодных бань. Южным углом он примыкал к северному углу Камероновой галереи, а западным — к торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца. В этом месте во всю ширину флигеля сад ответвлялся в виде узкой дорожки с цветным бордюром, служившей сообщением между Екатерининским дворцом, Холодными банями и Камероновой галереей. Южный угол торцевой части Зубовского флигеля Екатерининского дворца, соединенный непосредственно с Висячим садом, представляет полуоткрытую площадку, называемую Зеркальной. Архитектурное оформление ее как бы в зеркальном отображении повторяет Камеронову галерею. Здесь так же как в галерее, каннелированные колонны ионического ордера, фриз с венками и мраморный пол. Зеркальная площадка соединялась непосредственно с покоями императрицы Екатерины II. Дверь с этой площадки вела в Зеркальный кабинет — одну из личных комнат Екатерины II. Терраса в самом начале была задумана как основание для небольшого Висячего сада, расположенного на уровне второго этажа. Поэтому на своды была уложена гидроизоляция из листового свинца и насыпан толстый слой земли, позволявший производить посадку садовых растений. Здесь росли яблони, сирень, жасмин и розы. Вокруг кустов были высажены тюльпаны, пионы, нарциссы. Остальная часть сада представляла сплошной ковер из разнообразных цветов. Боковые стороны Висячего сада окружала балюстрада из эзельского доломита — камня, добывавшегося на острове Эзель (Сааремаа). Работа производилась под руководством иностранного мастера Эстерейха. Эти каменные балюстрады до нашего времени не сохранились. Еще в начале XIX века они сильно обветшали, не выдержав сурового климата, и их заменили деревянными, окрашенными белой краской. При проектировании и строительстве Пандуса в 1792 году появилась необходимость расширить площадь Висячего сада. Для этого потребовалось поставить дополнительные шесть столбов и выложить своды между флигелем Екатерининского дворца и Камероновой галереей, где сада не было. В результате этих работ Висячий сад выдвинулся на линию фасадов дворцового флигеля и галереи и приобрел ту форму, которая существует и поныне.