ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона

Камеронова галерея

амеронова галерея расположена на границе регулярной и пейзажной части Екатерининского парка, на склоне холма, разделенного в XVIII веке на четыре площади — террасы. Высота галереи соответствует высоте Екатерининского дворца, но так как она стоит на пологом холме, то ее нижний этаж, сделанный из пудостского камня, неодинаков по высоте торцов. По мере удаления от Екатерининского дворца он значительно повышается. Это достигнуто за счет постепенного увеличения высоты цоколя, составленного из тесаных блоков сясьской плиты. Стены первого этажа галереи прорезаны трехчастными оконными проемами. Простенки между арочными окнами выложены пудостским камнем, грубо обработанным. Аркада окон нижнего этажа обрамлена лопатками и пилястрами, облицованными рваными рустами пудостского известняка. Центральная часть галереи второго этажа окружена большими оконными проемами, повторяющими трехчастные окна-арки первого этажа. Они образуют своеобразный застекленный зал. В отличие от первого этажа Камероновой галереи второй этаж отличается легкостью и грациозностью. Потолок террассы Камероновой галереи разделен выступающими балками на пятнадцать кессонов. Кессоны сложного профиля, украшены лепкой. Сопоставление аркад нижнего и верхнего этажей определяет художественный образ Камероновой галереи, воплощающей философскую идею архитектора об извечном контрасте бытия. Широкая колоннада из 44 колонн предназначалась для прогулок и философских бесед. Колоннада образует прогулочную галерею, объединяющую две аркады в единое гармоничное целое. Белые каннелированные колонны с ионической капителью парят в воздухе. Расстояние между колоннами по сравнению с классическими правилами несколько увеличено. Ч.Камерон отступил от принятых пропорций в соотношении высоты колонн и расстояния между ними. Мотив четырехколонных портиков повторен на галерее несколько раз. Портики, поддерживающие фронтоны колоннады, украшают основные входы на галерею с восточной и западной стороны. На вытянутых в длину северных и южных фасадах такие же портики повторяются дважды, но уже с декоративной целью. Фриз и карниз решены в строгих классических традициях. Фриз в виде широкого пояса украшен изящными венками, а карниз — львиными масками. Застекленная со всех сторон большими окнами-нишами средняя часть галереи, не закрывая видов Екатерининского парка, защищала гуляющих от непогоды. Для отделки первого этажа Камероновой галереи, так же как и для Холодных бань, Пандуса и Висячего сада, Ч.Камерон использовал пудостский камень, добывавшийся в окрестностях Санкт-Петербурга, в селе Пудость. Этот камень напоминает своим цветом и формой "обветренные" камни античности. В XVIII веке с Камероновой галереи наблюдались театрализованные зрелища в Екатерининском парке, а на лугу перед Большим прудом устраивались иллюминации и красочные фейерверки. Архитектурный облик Камероновой галереи сохранился до наших дней без изменений. Об этом нам свидетельствуют рисунки и акварели художников XVIII века — XIX веков А.Мартынова, С.Щедрина, Г.Сергеева и других, изображающих Камеронову галерею. 4 марта 1784 года Ч. Камерон подал в Контору строений Царского Села план и модель галереи. К сожалению модель и подлинные чертежи не сохранились, так как их вернули архитектору для ведения строительных работ. После смерти Ч.Камерона в 1811 году вдова архитектора уехала в Англию и увезла с собой весь семейный архив. Галерею стали ставить на месте каменной стены, до 1760-х годов ограждавшей регулярный сад. В 1783 году разобрали остатки стены и одновременно с ней находившейся рядом павильон "Жедепом" (зал для игры в мяч), созданный при Ф.Б.Растрелли в 1750-х годах в дереве и перестроенный в камне в 1770-х годах. Контракт на строительство Камероновой галереи заключили с камнерезным мастером М. Кезой, который взял на себя обязательства строить в точном соответствии с чертежами и планами Ч.Камерона. Пункты договора предусматривали точное выполнение всех видов работ: "Верхний этаж с колоннами, внутренние арки и стены должны быть из кирпичей, а базы под колонны из пудостского камня. Верхний пол в галерее выстлан должен быть мраморными плитами квадратными … половина серого и половина белого мрамора". Условия договора закреплялись залогом подрядчика. М.Кеза отдал под залог свой каменный дом в Санкт-Петербурге на адмиралтейской стороне, до тех пор пока строительство галереи будет не закончено. Строительными работами руководил архитектор Конторы строений Царского Села И. Неелов. В период строительства Камероновой галереи изменения были внесены только при создании лестницы, ведущей на второй этаж галереи. В первоначальном проекте лестница поднималась из парка лишь до помещений первого этажа. Два верхних марша, ведущие на колоннаду были добавлены позднее. по распоряжению императрицы Екатерины II. Ч.Камерону пришлось к созданным им вначале широким ступеням , ведущим на площадку перед входом в комнаты первого этажа, пристраивать две новые лестницы. Спроектированные им лестничные марши соединили нижний этаж с колоннадой. В создании лестницы использовали путиловскую бутовую плиту и пудостский камень. Изменения, внесенные в проект лестницы повлекли за собой изменения в рисунке решетки галереи. По первоначальному проекту предполагалось украсить галерею железной решеткой с позолотой. Новая решетка, сохранившаяся до наших дней, выкрашена в белый цвет. Она огибает колоннаду и спускается вниз по лестничным маршам В марте 1787 года строительство камероновой галереи было закончено Верхняя часть Камероновой галереи сохранилась до наших дней в том виде, в каком она была два века назад. В последующие годы переделывались только помещения первого этажа, использовавшиеся в XVIII веке под жилые комнаты для фрейлин. В настоящее время эти комнаты переоборудованы для устройства временных выставок. На втором этаже Камероновой галереи представлена коллекция бронзовой скульптуры, выполненная в 1780-1790 годах в литейной мастерской Петербургской Академии художеств.


Камеронова галерея.
Рисунок Дж. Кваренги


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Лестница Камероновой галереи.
Фотография. 1998


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Камеронова галерея. Фрагмент.
Фотография. 1998


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Колоннада Камероновой галереи.
Фотография. 1998


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Колоннада Камероновой галереи.
Фотография. 1998