ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона

Пандус

начале 1792 года императрица Екатерина II пожелала иметь дополнительный спуск в Екатерининский парк непосредственно из Висячего сада. Приступая к разработке проекта, Ч.Камерон предложил не повторять уже имевшуюся в конце Камероновой галереи лестницу, а построить пологий спуск. Предложение было одобрено. Спуск этот впоследствии назвали Пандусом. В точном переводе с французского слово пандус означает "спокойный скат". Пандус построен в виде постепенно понижающихся семи поперечных арок-сводов и трех безарочных пилонов (стенок небольшой высоты). В замковых камнях всех арок с обеих сторон высечены огромных размеров маски богов античной мифологии - Зевса, Геры, Дианы, Марса, Меркурия, Минервы, Диониса и других мифологических персонажей. Над колоннами, разграничиваюшими уступы по обеим стронам спуска, были установлены бронзовые статуи муз - Евтерпы, Каллиопы, Мельпомены, Полигимнии, Талии, Терпсихоры, Урании и Эрато, а также Венеры, Каллипиги, Венеры Медицейской, Меркурия и Флоры. В самом конце Пандуса находились две колоссальные бронзовые вазы, отлитые по образцам античных. Богатейшее скульптурное оформление послужило поводом назвать Пандус в XVIII веке "лестницей богов". Вазы находились на своем месте до Второй мировой войны, до 1941 года. Во время оккупации архитектурного памятника немецкими захватчиками они бесследно исчезли. Бронзовые статуи находились здесь также недолго, по указу императора Павла I в 1798 году их перевезли в Павловск. Вместо них в 1826 году поставили чугунные треножники с чашей для цветов, отлитые на Петербургском казенном заводе по рисунку архитектора В.П.Стасова. Сооружение Пандуса началось осенью 1792 года и завершилось в апреле 1794 года. Строительство велось под руководствовом архитектора И.Неелова, состоявшего постоянным помощником Ч.Камерона. Тогда же по рисункам Ч.Камеронона на Пандусе были устанвлены железные ворота с решетками по бокам, изготовленные на Сесторорецком заводе. Эти ворота простояли до середины XIX века. В 1860-х годах император Александр II избрал Зубовский флигель Екатерининского дворца для летней штаб-квартиры. В связи с этим значительную часть прилегающего к флигелю парка отвели под Собственный садик и оградили металлической решеткой. Новая ограда непосредственно примыкала к окончанию Пандуса, где решили поставить вторые ворота. Чтобы избежать различия между новыми и старыми воротами, в 1865 году камероновские ворота заменили новыми, исполненными по проекту архитектора А.Ф.Видова. Эти ворота сохранились до наших дней. В 1811 году Пандус был передвинут. Это было связано с тем, что в 1810 году неподалеку от Висячего сада и Пандуса, с юго-западной стороны была построена Гранитная терраса. Рядом с террасой пролегает широкая прямая аллея, пересекающая весь парк от Екатерининского дворца до Орловских ворот. Ныне эта аллея называется Рамповой. Таким образом было решено передвинуть Пандус, чтобы совместить его направление в Рамповой аллеей. Для этого узел соединения Пандуса с Висячим садом переместили со средней арки на вторую от Екатерининского дворца. В таком виде Пандус сохранился и поныне. Изменения не внесли существенных изменений в облик сооружения.


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Пандус.
Фотография. 1998


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Пандус.Северная сторона. Маска Пана.
Фотография. 1990-е

Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Пандус. Северная сторона. Маска Меркурия.
Фотография. 1990-е