XVIII веке, на протяжении трех десятилетий, на месте Гранитной террасы
существовала Катальная горка, или Катальная гора. Катальная гора представляла
собой эффектное и сложное увеселительное сооружение. Центральный двухэтажный
каменный павильон Катальной горы был построен по чертежам и модели архитектора
Ф.Б.Растрелли. Его фасады
были декорированы колоннами, пилястрами, лепниной, позолоченными вазами
и статуями. Восьмиугольный зал в центре павильона завершался куполом,
увенчанным статуей. По сторонам центрального зала размещались два круглых
в плане малых зала — обеденный и зал для игр. К центральной части павильона
было пристроено два круглых форса — площадки, на которые выходили двери
из верхнего этажа павильона. С этих форсов, на особых механических катальных
колясках, можно было скатиться по искусственной горе. Коляски должны
были скатываться по двум железным полосам, укрепленным на дощатом помосте
форса — т.е. по рельсам. Техническая сторона Катальной горы, связанная
с расчетами конструкций и допустимых уклонов катальных форсов, была
разработана русским ученым XVIII века А.К.Нартовым. Постройка здания
началась в 1754 году и закончилась в 1757 году. В 1765 году архитектор
В.И.Неелов пристроил к горе,
имевшей два форса, третий. Один из форсов горки предназначался для катания
зимой, два других - летом. В 1792 — 1795 годах Катальная горка была
разобрана, и на ее месте архитектор Ч.Камерон
начал постройку обширной галереи с тридцатью двумя колоннами из пудостского
камня. В конце 1790-х годов она была сломана, а материалы от ее разборки
использованы при строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге.
На обширной площадке, образовавшейся на месте Катальной горки и галереи,
в начале 1800-х годов было решено построить большую гранитную террасу.
Проект разработал в 1809 году архитектор Л.Руска.
Гранитная терраса обращена в сторону Большого пруда. Ее стены декорированы
мощными дорическими колоннами без баз. Стволы колонн, поддерживающие
постаменты балюстрады, вытесаны из серого, а капители из розового гранита.
По сторонам террасы расположены лестницы. Поверхность стен из розового
гранита обработана неглубокими нишами, обрамленными архивольтами из
блоков серого гранита. Л.Руска предполагал украсить террасу двумя мраморными
статуями. Но этот проект не был осуществлен. На постаментах балюстрады
в 1850-х годах установили гальванопластические копии античных скульптур
- "Венеры Медицейской", "Фавна с козленком", "Апоксиомена" и другие.
Эта коллекция была составлена из произведений литейной мастерской Императорской
Академии художеств, выполненных из меди способом гальванопластики, изобретенным
в 1838 году русским физиком Б.С.Якоби. Скульптуры сохранились и в настоящее
время стоят на своих исторических местах. Одновременно с постройкой
Гранитной террасы в 1810 году на берегу Большого пруда Л.Руска построил
Большую гранитную пристань — очень простую в виде площадки со ступенями,
четырьмя круглыми тумбами из гранита и решетками. Пристань была украшена
в 1850-х годах гальванопластическими статуями Боргезского бойца и Дискобола.
Статуи сохранились до нашего времени. На склоне холма в конце XIX —
начале XX века существовали цветники. Мысль о создании декоративного
партера и цветника перед Гранитной террасой вновь возникла и была реализована
уже в наше время. Проект партера разработала архитектор Т.Б.Дубяго.
|

Пейзажная часть Екатерининского
парка.
Гранитная терраса. Фрагмент.
Фотография. 1998

Пейзажная часть Екатерининского
парка.
Вид на Гранитную террасу с Большой гранитной пристани.
Фотография. 1998

Пейзажная часть Екатерининского
парка.
Декоративный партер и цветник перед Гранитной террасой.
Фотография. 1998

Пейзажная часть Екатерининского
парка.
Декоративный партер и цветник перед Гранитной террасой.
Фотография. 1998
|