исячий
сад архитектурного ансамбля Ч.Камерона
соединяет террасу Камероновой галереи
с Агатовыми комнатами. Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором
этаже Холодных бань, оформлен овальной
полуротондой. Светло-желтые стены оттеняет кирпично-красный, "помпеянский"
тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены
декоративные бюсты и статуи из темной бронзы. На отделке парадных помещений
- комнат для отдыха второго этажа Холодных бань - Агатовых комнат Ч.Камероном
был сделан основной акцент. Богатство декоративного оформления здесь
сочетается с продуманностью и своеобразием каждого отдельного помещения.
В Агатовых комнатах императрица Екатерина
II в ранние утренние часы занималась просмотром государственных
документов, отвечала на письма. Неслучайно рядом с Агатовым кабинетом
находилась ее библиотека. Интерьеры Агатовых комнат отделаны мрамором
и цветной уральской и алтайской яшмой, обработка которой в России достигла
в XVIII веке совершенства. Еще в XVI веке на Урале были открыты месторождения
твердых цветных камней. Но в то время не знали способов их обработки.
Большой интерес к использованию "цветных каменьев" в отделке дворцовых
интерьеров проявлял император Петр I. Он заложил
основы для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1752
году в пригороде Санкт-Петербурга - Петергофе открылась первая в России
гранильная фабрика, где стали обучать мастеров-камнерезов. В середине
XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение
минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал
отправилась экспедиция во главе с Я.И. Данненбергом. Экспедиция открыла
новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. Но
лишь к началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана
технология получения изделий из твердых камней. В результате давняя
мечта об убранстве дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.
Весной 1783 года Ч. Камерон получил указание императрицы Екатерины II
подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань.
Архитектор выполнил волю императрицы и подготовил рисунки к новому проекту
убранства яшмой двух кабинетов. Сначала стены кабинетов были обрублены
на девять сантиметров, а затем покрыты известняковыми плитами. И только
потом приступили к облицовке их яшмой. Особую трудность представляли
завершающиеся работы - шлифовка и полировка, призванные выявить яркость
красок и сочность тонов. Выполняя полировку, следовало довести до стеклянного
блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов.
Эта работа проводилась вручную русскими мастерами, имена которых, к
сожалению, до нас не дошли. Таким образом, название "Агатовый" павильон
получил в связи с тем, что стены двух помещений были облицованы пластинами
уразовской яшмы, темно-красного цвета с вкраплением белого кварцита,
которую в XVIII веке называли мясным агатом. Веерообразная гранитная
лестница из Агатовых комнат ведет в первый этаж Холодных бань. В годы
второй мировой войны немецкие оккупанты не пощадили яшмовую облицовку,
искусственный мрамор стен в Агатовых комнатах. Во всех помещениях были
уничтожены бронзовые орнаменты. Бесследно исчезли мраморная скульптура,
шесть яшмовых ваз, девять бронзовых скульптурных групп со стен Яшмового
кабинета, бронзовые барельефы-медальоны с тумб торшеров Большого
зала. В основном отделка Агатовых комнат сохранилась с XVIII века.
В настоящее время комнаты открыты для посетителей.
|

Регулярная часть Екатерининского
парка.
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Вход в Агатовые комнаты.
Фотография. 1998

Неосуществленный проект убранства
Агатовых комнат.
Рисунок Ч. Камерона.
1783
Кабинетец
Овальный
кабинет
Яшмовый
кабинет
Большой
зал
Агатовый
кабинет
Библиотека
Лестница
|