ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона

Агатовые комнаты. Яшмовый кабинет

з Овального кабинета мы попадаем в Яшмовый кабинет, поражающий обилием красок уральской яшмы разных тонов и оттенков — красных, белых, зеленых, ярких и приглушенных. Прямоугольная в плане комната разделена на три части с двумя парами колонн и пилястр. Над средней частью расположен полусферический кессонированный купол, декорированный лепными золочеными розетками. У основания купола гладкий живописный фриз мифологического содержания. На парусах размещены рельефные декоративные женские фигуры. Лоджии, отделенные от средней части помещения колоннами и расположенные одна против другой, перекрыты сводами с квадратными розетками в кессонах. Кабинет освещается двумя окнами. Одно обращено на северо-запад, в сторону Екатерининского дворца, другое — на северо-восток. Дверь в юго-западной стене, ведущая в Большой зал, открывает анфиладу из трех наиболее интересных помещений Агатовых комнат. Стены кабинета облицованы яшмовыми плитками темно-красного цвета с зелеными прожилками. Соотношение этих двух тонов неодинаково в разных частях стен. В одних местах больше красного, в других преобладает зеленый тон. Это кошкульдинская яшма. Существует ее разновидность — ленточная яшма, отличающаяся красивым регулярным чередованием узких полосок красного и зеленого цветов. Ленточная яшма использована при отделке дверей в кабинет. В убранство стен Ч.Камерон также ввел бронзовые золоченые рельефы с мифологическими сюжетами. Отдельные фигурки Венеры, Амура и других мифологических персонажей располагались на светло-зеленом яшмовом фоне, обрамленном бронзовыми квадратными рамками. Барельефы были исполнены Ж.Д.Рашеттом. В 1788 году скульптор изготовил десять многофигурных композиций, но императрица Екатерина II приказала установить только девять. На место десятой, в северном углу над камином, поместили картину "Морской порт", представляющую собой мозаичное произведение из цветного камня. Картина была исполнена во Флоренции в XVIII веке и поныне украшает этот кабинет. Двери Яшмового кабинета декорированы уразовской, калканской и ленточной яшмой. Филенки стенных панелей отделаны орской яшмой ярко-красных и приглушенных оттенков. Обрамление филенок, наличники дверей, оконные карнизы отделаны калканской яшмой разных зеленых оттенков, которую в XVIII веке в России называли "восточным хрусталем". Колонны покрыты пластинками уразовской яшмы. Откосы оконных проемов и ниши облицованы темно-красной кошкульдинской яшмой. Яшмовые и порфировые вазы, стоявшие над колоннами, принадлежали к числу первых произведений из твердого камня, исполненных на Петергофской и Колыванской гранильных фабриках в 1780-х годах. В годы Второй мировой войны пять из шести ваз были утрачены. Сохранилась лишь одна ваза из красного алтайского порфира в форме глубокой чаши. На месте утраченных в настоящее время стоят две вазы из украинского лабрадорита работы XVIII века и три вазы из мелкозернистого гранита работы XIX века. Паркет из пальмы, палисандра, розового дерева и красного сандала напоминает раскрытый зонтик, помещенный в квадратное обрамление. В нишах стояли скульптурные группы белого мрамора работы итальянских мастеров XVIII века: в одной — мур и Психея, в другой — ахус и Ариадна. На камине и тумбах стояли бюсты из белого мрамора, изображающие Ариадну и Ниобею, а также бюст Диониса из красного порфира. В убранстве Яшмового кабинета к началу XIX века собралась коллекция уникальных столов XVIII века. После Второй мировой войны эти столы экспонируются в Екатерининском дворце. Кроме столов здесь находились резные золоченые стулья, обитые белым узорчатым штофом, из гарнитура, изготовленного по рисункам Ч.Камерона специально для Агатовых комнат и почти полностью утраченного в годы Второй мировой войны. Его сохранившиеся образцы в настоящее время находятся в Большом зале Агатовых комнат. В Яшмовом кабинете в настоящее время поставлены два угловых шкафчика наборного дерева русской работы XVIII века и резной золоченый стол с крышкой, вырубленный из серо-зеленой волнистой ревневской яшмы.


Л. Премацци (1814 — 91). Яшмовый кабинет.
Акварель. 1860-е
.


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Агатовые комнаты. Яшмовый кабинет.
Фотография. 1990-е.