ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона

Агатовые комнаты. Большой зал

ветлое, нарядное и самое большое помещение Агатовых комнат. Большой зал, перекрытый крестовыми сводами, расположен в центре павильона. Высокие стены облицованы искусственным мрамором светло-розовых тонов. Панель темно-зеленого цвета, имитирующая брекчиевидный мрамор Северной Италии. Вдоль стен установлены каннелированные колонны из натурального олонецкого мрамора серовато-синего и розового оттенков. Капители колонн выполнены из белого итальянского мрамора. В северо-восточной стене три окна-двери. Две двери, расположенные в торцевых стенах, ведут в Яшмовый и Агатовый кабинеты, дверь в юго-западной стене — в портик, выходящий в Висячий сад. Двери выполнены из амарантового, красного и орехового дерева. Зал богато украшен декоративной резьбой, выполненной из белого итальянского мрамора. Это резные плинты и карнизы стенных панелей, наличники окон и дверей с сандриками, в которых белый мрамор красиво сочетается с красным шокшинским кварцитом и золоченой бронзой. Лепные барельефы, расположенные под сводами Большого зала, выполнены на разнообразные мифологические сюжеты и не объединены какой-либо определенной темой. В двух вариантах представлен излюбленный Ч.Камероном миф о богине весны и цветов Флоре. На одном барельефе богиня изображена играющей с Амуром. Она отняла у него колчан со стрелами и держит его в высоко поднятой руке, а Амур пытается достать его. Встречается здесь изображение героя этолийских сказаний — елеагра. По древней мифологии он убил чудовищного зверя Вепря, уничтожавшего калидонские поля. Последовавшие затем трагические события привели самого Мелеагра к гибели. В произведениях искусства Мелеагр изображается с головой кабана. Аллегория огня предстает в образе "вестальской девицы", стоящей перед жертвенником, на котором горит священный огонь. Многофигурный барельеф посвящен жертвоприношению Амуру. Амур стоит на пьедестале рядом с жертвенником перед группой весталок. Своды Большого зала украшены лепным орнаментом, скульптурными рельефами, живописью и позолотой. Живописные вставки в кессонах выполнены темперой на бумаге, наклеенной на штукатурку. На двадцати вставках, расположенных по вершинам сводов, изображены боги и герои мифологии — Зевс, Минерва, Афродита, Марс, Меркурий и аллегории рек, морей и различных стихий. Остальные вставки имеют декоративный характер. Паркет в Большом зале набран из разных пород дерева — палисандра, красного и желтого сандала, пальмового, розового и орехового дерева. Этот паркет был взят из дома Ланского в Санкт-Петербурге. Он неодинаков по рисунку, потому что предназначался в разные залы. Ч.Камерон, вынужденный использовать его в одном зале нашел удачный выход. Для середины Большого зала он использовал пол, представляющий прямоугольную композицию, а в торцевых частях выложил щиты с одинаковым повторяющимся рисунком в виде кругов с розеткой в центре и венком вокруг нее. Такой рисунок позволял укладывать любое количество щитов без нарушения композиции. Для объединения разнородных паркетов архитектор спроектировал обрамление по всему периметру зала из таких же пород дерева. Большой зал украшают два камина. Камин, стоящий справа от двери, был куплен в 1781 году в Италии у гравера Вальпато. Второй камин, расположенный слева от двери, скопирован с итальянского специально для Большого зала Агатовых комнат. Ч. Камерон дополнил камины резными мраморными барельефами, сюжеты которых позаимствовал с росписей римских бань. Над правым камином изображен свадебный обряд древних, над левым — лександр Македонский, укрощающий коня Буцефала. Фризы каминов из красного камня украшены накладными фигурами из алебастрового полупрозрачного камня с изображением муз и других мифологических персонажей. По проекту Ч.Камерона во всех стенных нишах Большого зала предполагалось установить статуи. Однако императрица Екатерина II отказалась от этого. В нишах продольных стен поставили вазы из цветного камня. По сторонам двери — две вазы, исполненные в 1785 году на Петергофской гранильной фабрике: одна из уразовской яшмы, другая из гольцовской зеленой яшмы (Алтай). Во время Второй мировой войны ваза уразовской яшмы пропала. Вторая ваза была найдена в поломанном виде, с частично утраченными деталями. В настоящее время вместо этих ваз поставлены вазы пестроцветного кварцевого порфира с реки Ульбы (Алтай), изготовленные на Колыванском заводе мастером Филиппом Стрижковым в 1792-1793 годах. В нишах противоположной стены, по сторонам серднего окна, с XVIII века стоят вазы итальянской работы: одна ваза из античного порфира, другая — из мраморного оникса. В нишах торцевых стен в XVIII веке были установлены статуи белого мрамора, изображающие Флору — богиню цветов, Евтерпу — музу лирической поэзии, Эрато — музу любовной поэзии. В декабре 1850 года по указанию императора Николая I статуи были увезены в Новый Эрмитаж в Санкт-Петербурге. В настоящее время в нишах находятся вазы из темного стекла, исполненные на Петербургском стекольном заводе в первой четверти XIX века. Мебельное убранство Большого зала в XVIII веке состояло из резных золоченных стульев, обитых белым узорчатым штофом. В годы Второй мировой войны этот гарнитур был утрачен. Из него сохранились лишь образцы: два стула были эвакуированы перед войной, а четыре были найдены в послевоенные годы в поврежденном состоянии. Частично утраченная резьба стульев воссоздана резчиком-реставратором А.В.Виноградовым. Для освещения Большого зала Ч.Камерон заказал восемь торшеров. Основаниями которых служат фигуры молодых женщин в римских одеждах. В руках они держат бронзовые пучки пальмовых и дубовых ветвей, завершающихся чашечками для свеч. Пьедесталы к торшерам выполнены из красного шокшинского кварцита, который добывали в окрестностях Онежского озера, возле деревни Шокши. Тумбы с трех сторон были украшены изображением философов, поэтов, ораторов и мифологических героев. После Второй мировой войны сохранился лишь один медальон с изображением Зевса. Орнаментальная резьба по мрамору, лепнина, позолота, живопись, фигуры торшеров — выполнялись русскими и иностранными умельцами под руководством Б.-Ж. Шарлеманя.


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Агатовые комнаты.Большой зал.
Фотография. 1990-е