ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Архитектурный ансамбль Ч. Камерона

Холодные бани. Купальный зал

росторное светлое помещение, перекрытое двойным крестовым сводом, с двумя полуциркульными окнами и четырьмя дверями в прямоугольных проемах. Две из них расположены на одной оси вдоль северо-восточной стены, третья, возле южного угла, ведет в переднюю, и четвертая, в юго-западной стене, ведет во вспомогательные помещения. По первому проекту Ч.Камерона Купальный зал должен был выглядеть особенно нарядно и поражать богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментом, золотом лепных украшений сводчатых перекрытий. Над бассейном предполагался роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золоченными бронзовыми орлами. Пол выложен из разноцветного мрамора. Но этот проект был отменен императрицей Екатериной II. Ч.Камерону удалось отстоять часть своего первоначального проекта и декорировать зал рельефной скульптурой. Сюжетами для этой скульптуры послужили мифы, содержание которых каким-либо образом связано с водой. Стены и своды перекрытий оштукатурили и окрасили, настлали самый дешевый дубовый паркет и установили дубовые двери, окрашенные белой масляной краской. Некоторые из них сохранились до наших дней. Стены зала украшает скульптурный фриз на высоте двух метров от пола, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами. Панно выполнены на сюжеты: "Туалет Венеры", "Галатея и Нептун", "Купающиеся Наяды", "Триумф Амфитры". На круглых медальонах — аллегории рек и озер, купальщицы, а на одном из них — Евтерпа — муза лирической поэзии и музыки. Под сводами расположены крупные скульптурные панно, представляющие многофигурные композиции. На юго-восточной стене изображены Акид и Галатея. В мифе рассказывается о том, как сицилийский пастух полюбил самую красивую нимфу Галатею и был убит из ревности циклопом Полифемом. Кровь убитого превратилась в реку, названную его именем. На юго-западной стене, слева барельеф "Пан и Сиринга". Пан — непривлекательное мифическое существо. Он родился покрытый волосами, с рогами и козлиными копытами. В Аркадии почитался богом лесов и рощ. Пан, страстно полюбивший нимфу Сирингу, преследовал ее, пока она не укрылась в реке, превратившись в тростник, из которого Пан вырезал свою свирель. На этой же стене, справа, — барельеф "Кентавр Несс и Деянира". На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита — владычица морей — в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Посреди зала круглый бассейн для купания объемом тринадцать кубических метров с выемкой для лестницы сбоку. Стены бассейна были выложены из кирпича, туда опустили оловянную ванну. На изготовление ванны, котлов для подогрева и запаса воды, труб, баков и других принадлежностей пошло 395 пудов английского олова. Все это оборудование изготовил мастер Албрехт. Бассейн окружала деревянная балюстрада. В зале стоял камин белого мрамора с орнаментами золоченой бронзы В годы Второй мировой войны, во время оккупации города Пушкина в Купальном зале немцы устроили конюшню. Бассейн разломали, от полов остались обломки, многие двери уничтожили.


Неосуществленный проект убранства Купального зала. Рисунок Ч. Камерона. 1780


Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Холодные бани. Купальный зал.
Фотография. 1914