росторное
светлое помещение, перекрытое двойным крестовым сводом, с двумя полуциркульными
окнами и четырьмя дверями в прямоугольных проемах. Две из них расположены
на одной оси вдоль северо-восточной стены, третья, возле южного угла,
ведет в переднюю, и четвертая, в юго-западной стене, ведет во вспомогательные
помещения. По первому проекту Ч.Камерона
Купальный зал должен был выглядеть особенно нарядно и поражать богатой
отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментом, золотом
лепных украшений сводчатых перекрытий. Над бассейном предполагался роскошный
балдахин на фаянсовых колоннах с золоченными бронзовыми орлами. Пол
выложен из разноцветного мрамора. Но этот проект был отменен императрицей
Екатериной II. Ч.Камерону удалось отстоять
часть своего первоначального проекта и декорировать зал рельефной скульптурой.
Сюжетами для этой скульптуры послужили мифы, содержание которых каким-либо
образом связано с водой. Стены и своды перекрытий оштукатурили и окрасили,
настлали самый дешевый дубовый паркет и установили дубовые двери, окрашенные
белой масляной краской. Некоторые из них сохранились до наших дней.
Стены зала украшает скульптурный фриз на высоте двух метров от пола,
составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами.
Панно выполнены на сюжеты: "Туалет Венеры", "Галатея и Нептун", "Купающиеся
Наяды", "Триумф Амфитры". На круглых медальонах — аллегории рек и озер,
купальщицы, а на одном из них — Евтерпа — муза лирической поэзии и музыки.
Под сводами расположены крупные скульптурные панно, представляющие многофигурные
композиции. На юго-восточной стене изображены Акид и Галатея. В мифе
рассказывается о том, как сицилийский пастух полюбил самую красивую
нимфу Галатею и был убит из ревности циклопом Полифемом. Кровь убитого
превратилась в реку, названную его именем. На юго-западной стене, слева
барельеф "Пан и Сиринга". Пан — непривлекательное мифическое существо.
Он родился покрытый волосами, с рогами и козлиными копытами. В Аркадии
почитался богом лесов и рощ. Пан, страстно полюбивший нимфу Сирингу,
преследовал ее, пока она не укрылась в реке, превратившись в тростник,
из которого Пан вырезал свою свирель. На этой же стене, справа, — барельеф
"Кентавр Несс и Деянира". На барельефе северо-западной стены изображена
Амфитрита — владычица морей — в окружении нереид, тритонов, дельфинов
и амуров. Посреди зала круглый бассейн для купания объемом тринадцать
кубических метров с выемкой для лестницы сбоку. Стены бассейна были
выложены из кирпича, туда опустили оловянную ванну. На изготовление
ванны, котлов для подогрева и запаса воды, труб, баков и других принадлежностей
пошло 395 пудов английского олова. Все это оборудование изготовил мастер
Албрехт. Бассейн окружала деревянная балюстрада. В зале стоял камин
белого мрамора с орнаментами золоченой бронзы В годы Второй мировой
войны, во время оккупации города Пушкина в Купальном зале немцы устроили
конюшню. Бассейн разломали, от полов остались обломки, многие двери
уничтожили.
|

Неосуществленный проект убранства
Купального зала. Рисунок
Ч. Камерона. 1780

Архитектурный ансамбль Ч. Камерона.
Холодные бани. Купальный зал.
Фотография. 1914
|