олее
двух веков регулярную часть Екатерининского
парка украшают мраморные статуи и бюсты, работы венецианских мастеров
начала XVIII века (Джованни Бонацца, Пьетро Баратта, Альвизе а Сан Моизе
ди Тальяпьетра, Бартоло Модоло, Джозе Дземиниани, Ионис Дзордзони).
Они были привезены в Царское Село из Санкт-Петербурга, в основном, из
Летнего сада в середине XVIII века для украшения распланированного перед
Большим (Екатерининским) дворцом
сада. Скульптуры, изображающие мифологических персонажей ( Персей и
Андромеда, Геракл, Иола, Марс, Аполлон, Амфитрита и Галатея, Давид,
сивиллы и т.д.), различные аллегории ( «Воинская доблесть», «Слава»,
«Мир», «Патриотизм», «Мудрость, попирающая порок», «Великолепие», времена
года и месяцы ), исполненные по заказу императора Петра
I для прославления побед России и для воспитания и образования подданных,
в Царском Селе, в саду императрицы Елизаветы
Петровны играли уже чисто декоративную роль. Мраморные и гранитные
пьедесталы под скульптурами выполнены в середине XVIII века. У парадного
и садового входов в Екатерининский дворец и в Собственном
садике Екатерининского парка стоят две античные статуи, а также
копии «Танцовщиц» А.Кановы, произведения русских мастеров XIX века — В.П.Бродзского и П.Забелло. На Камероновой
галерее, в портике «Агатовых комнат»,
на Пандусе, в Висячем
садике, при императрице Екатерине II
, были расположены бронзовые бюсты и статуи — копии античных, наиболее
выдающихся, по оценкам того времени, скульптур. Они были изготовлены
в 1780 — 90-е гг. по заказу императрицы Екатерины 11, в основном, по
моделям и слепкам, привезенным из Италии И.И.Шуваловым и Н.Б.Юсуповым.
Отливка производилась в Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств
литейными мастерами Э.Гастклу и В.Можаловым под руководством профессора
скульптуры Ф.Гордеева. Кроме того, в бронзе были скопированы четыре
аллегорических бюста работы Л.С.Адана, бюст «Гения смерти» работы А.Кановы,
а также портретные бюсты великого русского ученого М.В.Ломоносова работы
Ф.И.Шубина и английского политического деятеля Ч. Фокса работы Ч.Ноллекенса.
Императрица Екатерина II поместила их среди мифологических персонажей,
героев, античных полководцев, поэтов, философов, римских императоров,
почтив их особым отличием. При императоре Павле
I, в 1801 году, часть бронзовых статуй была перевезена в Павловск.
Во время второй мировой войны из оставшейся части этой коллекции были
утрачены колоссальные статуи Ниобеи с дочерью, Спящей Ариадны, а также
бюст императора Тита. На Камероновой галерее находятся также бюсты,
отлитые в 1790-е гг. В.Екимовым по моделям К.Альбани.
|

Регулярная часть Екатерининского
парка.
Воинская Доблесть.
Начало XVIII в. Италия, скульптор А. Тарсиа

Регулярная часть Екатерининского
парка.
Галатея. Начало XVIII в. Италия, скульптор П. Баррата

Регулярная часть Екатерининского
парка.
Амфитрита. Начало XVIII в. Италия, скульптор П. Баррата

Регулярная часть Екатерининского
парка.
Колоннада Камероновой галереи. Бронзовые бюсты.
Литейная мастерская Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств.
|