ядом
с Китайской деревней, на территории
Нового, или Крестового, сада
проходит Подкапризовая дорога — ападная граница между Екатерининским
и Александровским парками. Дорога
получила свое название благодаря двум сооружениям — алому и Большому
капризу. Сооружения представляют собой искусственно образованные насыпи
с арочными пролетами, через которые проходит дорога. Земляные арки-переходы
, согласно преданию, получили свое название Большой и Малый каприз —
будто бы потому, что императрица Екатерина
II, утверждая сметы на дорогостоящие строительные работы, долго
колебалась, а подписав, сказала: "Быть так, это мой каприз". Есть и
другое объяснение. У Большого каприза в те времена была гауптвахта со
шлагбаумом. Здесь находился въезд к Екатерининскому
дворцу. Отсюда же выезжали на главнейшие тракты Царского Села, по
которым императрица Екатерина II часто каталась во время пребывания
в своей летней парадной резиденции. У гауптвахты императрица, будто-бы,
приказывала кучеру, в каком направлении ехать и сама называла смеясь
этот пункт своим капризом. Она никогда заранеее не объявляла о своем
отъезде из Царского Села и уезжала тогда, когда этого ожидали менее
всего. Это вызывало недоразумение и причиняло беспокойство всем, кто
имел честь возвращаться в карете императрицы Екатерины II из Царского
Села в Санкт-Петербург, и очень тешило саму императрицу. Идея капризов
принадлежала В.И.Неелову, который, вместе
с инженером и архитектором И.К. Герардом, возвел их в 1770-1774 годах.
Большой каприз имеет грандиозную арку в ширину более 5, а в высоту —
7 метров. Вторая, меньшая по размерам арка сооружена рядом, в земляной
насыпи. На вершине Большого каприза устроена Китайская беседка. Восемь
колонн розового мрамора поддерживают эффектно изогнутую "китайскую"
кровлю. Дважды повторенное в китайском ансамбле название "каприз" очень
характерно, потому что по сути раскрывает смысл всего комплекса китайских
сооружений на территории Александровского парка. Приезжающий в Царское
Село должен был сначала миновать арку Большого каприза, проехав короткий
темный туннель. Далее открывалась панорама причудливых построек Китайской
деревни, а впереди в перспективе был виден Малый каприз. И лишь после
этого непривычного мира "капризов", где все не так , как в обыденной
жизни можно было приблизиться непосредственно к Екатерининскому дворцу.
|

Большой
каприз.
Рисунок
Дж. Кваренги.

Крестовый
сад.
Большой
каприз.
Фотография.
1998.

Крестовый
сад.
Большой
каприз.
Фотография.
1998.

Крестовый
сад.
Большой каприз.
Фотография.
1998.

Крестовый
сад.
Mалый каприз.
Фотография.
1998.
|