ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Эрмитаж

XVIII веке в регулярных парках павильоны типа Эрмитаж ( от французского ermitage — хижина отшельника) получили широкое распространение. Они предназначались для отдыха, обедов и развлечений владельца усадьбы или дворцовой резиденции в тесном кругу немногих избранных. Оборудование павильона механизмами, приводившими в движение подъемные столы во время обедов, позволяло хозяину и его гостям обходиться без прислуги. В России подобные сооружения сделались известными уже в начале XVIII века. Первое из них — митаж в Петергофе, пригороде Санкт-Петербурга было построено в 1721-1725 годах. Разработка плана павильона Эрмитаж в Царском Селе принадлежала М.Г.Земцову. Начатая весной 1744 года кладка фундаментов к осени того же года была закончена. Летом 1749 года павильон был отстроен. Но в 1749 году его фасады были переделаны в соответствии с разработанным проектом Ф.Б.Растрелли. В 1751 году два лепных дел мастера — Джованни Баттист и Георг Фридрих Партир приступили к работе, начав с установки 68 больших и малых капителей на колоннах и 28 на пилястрах. В том же году были вытесаны каменные балюстрады над карнизом Эрмитажа. Почти все лепные работы, вазы, украшения малых фронтонов, барельефы на пьедесталах колонн исполнены в 1751 — 1752 году исполнены Джани и Партир. Модели для барельефов лепил скульптор Иоганн Дункер. В 1753 году лепные украшения на фасадах были вызолочены, а фасады полихромно окрашены (на сине-зеленом фоне выделялись белые колонны и наличники, вызолоченные лепные детали и скульптура). Кровля, первоначально зеленая, в 1755 году была выкрашена в белый цвет, а украшавшие ее статуи и гирлянды вызолочены. Оказавшиеся непрочными алебастровые фигуры и вазы в 1756 году были заменены резными деревянными. Декоративное оформление фасадов Эрмитажа закончилось одновременно с его внутренней отделкой, начатой в 1748 году. Эрмитаж был окружен каналом, имевшим в плане сложные фигурные очертания. Канал окружала балюстрада, украшенная статуями и вазами. Павильон стоял в центре площадки, вымощенной черными и белыми мраморными плитками. Эрмитаж был отделан снаружи и внутри двумя годами раньше, чем Большой (Екатерининский) дворец. В июне 1754 года его осматривали первые иностранные путешественники — англичане, посетившие Царское Село. В отличие от Большого (Екатерининского) дворца Эрмитаж не перестраивался во второй половине XVIII и в XIX веке. Поэтому его внутренняя планировка дошла до нашего времени почти без изменений, полностью сохранилось резное убранство, живописные плафоны и десюдепорты. Исчезла лишь значительная часть украшавшей Эрмитаж декоративной скульптуры. Центральный прямоугольный зал Эрмитажа связан расходящимися от него по диагоналям галереями с четырьмя квадратными кабинетами. Композиция плана павильона обусловила особенности его внешнего облика. Вблизи фасады предстают перед зрителем в очень сложных ракурсах. Издалека, из аллей, они видны только частями. Входы в здание отодвинуты в глубину, а боковые крылья — алереи и кабинеты — асходятся в стороны под углом от центрального павильона. Динамика композиции павильона усилена ритмом декорирующих фасады коринфских колонн. Преобладание вертикальных членений над горизонтальными отчетливо передал в своем изображении Эрмитажа М.И. Махаев. Исполненная по его рисунку гравюра — драгоценный исторический документ, сохранивший для нас облик Эрмитажа в его праздничном, барочном наряде. В наружном убранстве Эрмитажа Ф.Б.Растрелли применил круглую скульптуру. Восемь статуй стояли на постаментах балюстрады у основания восьмигранного купола, четырьмя завершались кровли кабинетов. Центральный купол Эрмитажа венчала группа "Похищение Прозерпины". Кроме того, павильон украшали шестнадцать статуй, расставленных между группами колонн на фасадах четырех кабинетов. Они стояли на постаментах, декорированных рокайлями. Судя по их изображению на чертежах и гравюрах, ни одна из статуй не повторяла другую. Статуи Славы, полулежащие на больших фронтонах, поддерживали великолепный картуш с вензелем императрицы Елизаветы Петровны. К сожалению, все статуи были утрачены. Сохранились редчайшие образцы русской декоративной пластики середины XVIII века — ипсовые барельефы на постаментах колонн. Тематика 32 барельефов, изображающих "Игры амуров", как нельзя лучше отвечала праздничной атмосфере. Фигурки беспечно резвящихся амуров тонко прорисованы и вылеплены. Барельефы, изображающие амуров, греющихся у костра, собираюшихся на войну, стреляющих из лука, занятых сбором винограда и играющих со львом. Фигуры атлантов, поддерживающих балконы, картуши, львиные маски во фризах над колоннами, кронштейны и другие декоративно-орнаментальные детали фасадов. Интересна внутренняя отделка главного зала Эрмитажа, созданная Ф.Б.Растрелли. Зал был полон света благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы. В простенках размещались зеркала в вызолоченных резных рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов. В зале находились обеденные столы, оборудованные подъемными механизмами. Назначение зала подсказало сюжет живописного плафона, изображавшего "Юнону и Юпитера, приглашающих небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу". Плафон был написан Дж.Валериани. Сюжеты для живописных панно над зеркалами среднего зала Дж.Валериани заимствовал из "Метаморфоз" Овидия. Здесь были "Вакх и Ариадна", "Аполлон, преследующий Дафну", "Вакх, венчающий Дафну звездной короной", "Похищение Европы". В галереях, соединяющих средний зал с кабинетами, А. Перизинотти написал гризалью четыре плафона. По содержанию они перекликались с барельефами на фасадах павильона. Изображения амуров с цветами, со снопами и виноградом символизировали времена года. Плафоны в кабинетах и десюдепорты также были написаны по мотивам "Метаморфоз" Овидия.


Павильон "Эрмитаж".
Гравюра по рисунку М. И. Махаева. 1753


Регулярная часть Екатерининского парка.
Павильон "Эрмитаж".
Фотография. 1998


Регулярная часть Екатерининского парка.
Павильон "Эрмитаж". Фрагмент северного фасада.
Фотография. 1998