ЕКАТЕРИНИНСКИЙ ПАРК
РЕГУЛЯРНЫЙ ПАРК
Грот

рот — садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, — был в XVIII веке обязательной принадлежностью регулярных парков. Проект постройки Грота в регулярной части Екатерининского парка на берегу Большого пруда был разработан архитектором Ф.Б.Растрелли и одобрен в 1749 году. Основные работы по возведению павильона проводились в 1755-56 годах, при императрице Елизавете Петровне, а завершались уже при императрице Eкатерине II в 1760-х годах. Замысел Ф.Б. Растрелли — украсить интерьеры разноцветными морскими раковинами и пористым туфом — не был осуществлен. В 1771 году архитектор А.Ринальди, разработал заново проект внутренней отделки Грота. Легкая, изысканная по рисунку декорация стен, исполненная по чертежам А.Ринальди, сохранилась до наших дней. В 1782 году в окнах и дверях Грота установлены ажурные решетки из кованого железа. На переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты, выбитые из листовой меди. Створы кованых решеток, при входах в Грот близки по композиции к воротам Екатерининского дворца в ограде между циркумференциями. После окончания отделки Грота, в 1780-х годах, его стали называть Утренним залом. Тогда же в нем разместили коллекцию античной скульптуры и ваз из цветного камня. Здесь была поставлена и знаменитая статуя Вольтера, сидящего в кресле, работы Ж.Гудона. При воцарении на престол императора Павла I сокровища Грота частично были вывезены в Гатчину, частично — в Санкт-Петербург. К центральному залу Грота примыкают два симметричных помещения. Объемное и плановое решение здания — скругленные углы, ниши для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых фасадах — характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством отличаются и фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами, поддерживающими разорванные фронтоны. Над центральной частью павильона возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами — люкарнами, увенчанный изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Маски Нептуна в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов подчеркивают связь павильона с водной стихией. Фасад Грота замыкает перспективу в парке, открывающуюся на Старый сад с берегов Большого озера. Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и 1872 годах. В годы Отечественной войны она была почти полностью разрушена и в 1971-1972 годах отстроена по новому проекту в граните. В настоящее время павильон используется как выставочное помещение.


Регулярная часть Екатерининского парка.
Павильон "Грот".
Фотография. 1998