рот
— садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, — был в XVIII
веке обязательной принадлежностью регулярных парков. Проект постройки
Грота в регулярной части Екатерининского
парка на берегу Большого пруда был разработан архитектором Ф.Б.Растрелли
и одобрен в 1749 году. Основные работы по возведению павильона проводились
в 1755-56 годах, при императрице Елизавете
Петровне, а завершались уже при императрице Eкатерине
II в 1760-х годах. Замысел Ф.Б. Растрелли — украсить интерьеры разноцветными
морскими раковинами и пористым туфом — не был осуществлен. В 1771 году
архитектор А.Ринальди, разработал заново проект внутренней отделки Грота.
Легкая, изысканная по рисунку декорация стен, исполненная по чертежам
А.Ринальди, сохранилась до наших дней. В
1782 году в окнах и дверях Грота установлены ажурные решетки из кованого
железа. На переплетающиеся узоры наложены вызолоченные орнаменты, выбитые
из листовой меди. Створы кованых решеток, при входах в Грот близки по
композиции к воротам Екатерининского
дворца в ограде между циркумференциями. После окончания отделки
Грота, в 1780-х годах, его стали называть Утренним залом. Тогда же в
нем разместили коллекцию античной скульптуры и ваз из цветного камня.
Здесь была поставлена и знаменитая статуя Вольтера, сидящего в кресле,
работы Ж.Гудона. При воцарении на престол императора Павла
I сокровища Грота частично были вывезены в Гатчину, частично — в
Санкт-Петербург. К центральному залу Грота примыкают два симметричных
помещения. Объемное и плановое решение здания — скругленные углы, ниши
для статуй, большие полуциркульные экседры, образующие выступы на торцевых
фасадах — характерны для архитектуры барокко. Барочной пышностью и богатством
отличаются и фасады Грота, декорированные сложно сгруппированными колоннами,
поддерживающими разорванные фронтоны. Над центральной частью павильона
возвышается купол, прорезанный четырьмя окнами — люкарнами, увенчанный
изображением прихотливого по форме пирамидального фонтана. Маски Нептуна
в замках окон, капители с дельфинами вместо волют, фигурки тритонов
подчеркивают связь павильона с водной стихией. Фасад Грота замыкает
перспективу в парке, открывающуюся на Старый сад с берегов Большого
озера. Расположенная перед Гротом пристань перестраивалась в 1830 и
1872 годах. В годы Отечественной войны она была почти полностью разрушена
и в 1971-1972 годах отстроена по новому проекту в граните. В настоящее
время павильон используется как выставочное помещение.
|

Регулярная часть Екатерининского
парка.
Павильон "Грот".
Фотография. 1998
|