1850 — 52 гг. по распоряжению императора Николая
I, на небольшом мысу в юго-западной части Большого пруда, велось
строительство нового сооружения - Турецкой бани. Автором проекта, задуманного
как своеобразный памятник русско-турецкой войны 1828 — 1829 гг., был
архитектор И. А. Монигетти.
По замыслу архитектора композиция Турецкой бани воспроизводит мечеть.
Купол декорирован рельефными орнаментами, а высокий минарет, увенчанный
шпилем с полумесяцем, придает зданию особую живописность. Плоскости
белых стен расчленены профилированными тягами. Внутренние помещения
выполнены в мавританском стиле. Причем в оформлении интерьеров павильона
были использованы вывезенные во время войны из Румелии (европейская
часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные детали
внутренней отделки бани турецкой султанши. Вход в сени, и далее в раздевальню,
открывает богато орнаментированный портал. В раздевальне нижняя часть
стен была облицована цветной мозаикой, а верхняя украшена лепкой и орнаментальной
живописью. В нише был устроен каскадный фонтан. В качестве материала
для ниши использован олонецкий мрамор. Так же обильно применялась позолота.
Мыльня освещается верхним светом. В ней в стены были вделаны две чаши
с кранами для теплой и холодной воды. Высокая и широкая арка связывает
помещение мыльни с центральным купольным залом. Он отделан с наибольшей
роскошью. Его главное украшение - бассейн из белого мрамора с расписным
и позолоченным фонтаном. Здесь находились мраморные доски с высеченными
на них стихотворными текстами, привезенные из Турции. Во время второй
мировой войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий. В
1953 г. фасады Турецкой бани были восстановлены. По времени создания
Турецкая баня - последний из павильонов Екатерининского
парка. Однако, уже сложившиеся цельность и единство ансамбля не
пострадали.
|

Пейзажная часть Екатерининского
парка.
Турецкая баня.
Фотография. 1998

Пейзажная часть
Екатерининского парка.
Вид на Чесменскую колонну и Турецкую баню с паромной переправы.
Фотография. 1998.
|