итайский
театр, или "каменный опера", как его называли во времена императрицы
Екатерины II, расположен на территории
Нового, или Крестового сада,
слева от Китайского моста. В
целом сооружение было вполне европейским, и лишь высокая кровля с загнутыми
"по-китайски" углами выдавала желание мастера воссоздать китайскую постройку.
Проект театра был разработан архитектором А.
Ринальди, строительство велось под руководством архитектора И.В.
Неелова, который внес в первоначальный проект некоторые изменения.
В 1778 году была произведена закладка здания. Театр был достаточно простым
по своим архитектурным формам: белые стены, декорированные лишь гранеными
пилястрами, широким белым карнизом и узкими белыми наличниками дверей
и окон. Первоначально карниз был пестроокрашенным, сложного рисунка,
который исчез, видимо, при ремонтных работах XIX — начала XX века. Внутреннее
убранство было пышным и нарядным. Центральная ложа, портал сцены, плафон
— все было пестро разукрашено фигурами китайцев, драконами, щитами со
знаками зодиака, позолотой. В интерьере свисали колокольчики, бусы,
подвески, выточенные из дерева, пестро раскрашенные, посеребренные и
вызолоченные. Украшения лож были сделаны из раскрашенного картона, положенного
на блестящую фольгу. Мишурная маскарадная зала как бы воссоздавала фантастический
Китай XVIII века. Центральная императорская ложа и две боковые великокняжеские
были пышно украшены подлинными китайскими произведениями искусства:
декоративными лаковыми панно, фарфором, мебелью. Занавес оранжевого
шелка был расписан сценками и пейзажами в "китайском вкусе" известным
художником-декоратором Иосифом Кристом в 1779 году. 13 июня 1779 года
состоялось первое представление на сцене Китайского театра. Композитор
Джовани Паизиелло представил императрице Екатерине II оперу "Дмитрий
Артаксеркс". 16 августа — опера Паизиелло "Идол китайский". В XVIII
веке летние сезоны в Китайском театре были необычайно насыщенными. В
XIX веке жизнь в театре затихает. Лишь изредка двор императора Николая
I присутствует здесь на представлениях приезжих актеров. Летом 1830
года идет "Севильский цирюльник" с участием знаменитой немецкой певицы
Генриетты Зонтаг (настоящее имя — Гертруда Вальбурга Зонтагг). В конце
XIX века театр вновь оживает. В 1892 году впервые поставлена пьеса Л.
Толстого "Плоды просвещения", а в 1893 году — трагедия Софокла "Царь
Эдип" в исполнении учеников Николаевской гимназии. В 1902 году в связи
с приездом в Россию президента Франции Э.Лубэ в театре ставится парадный
спектакль, для чего в нем устраивается электрическое освещение. В начале
1900-х годов труппа гвардейских офицеров, среди которых был и великий
князь Константин Константинович, играла на сцене Китайского театра "Мессинскую
невесту" Ф. Шиллера и "Принцессу Грезу" Э. Ростана. При императоре Николае
II в Китайском театре вновь закипает жизнь. Специально для императора
здесь играет знаменитый театр пародий "Кривое зеркало". В 1908 — 1909
годах под руководством придворного архитектора С.А.
Данини производится капитальный ремонт здания, устраиваются новые
мраморные лестницы. Сцена, сохранявшая устройство с XVIII века, переоборудуется
по последнему слову техники. На новой сцене можно было ставить большие
оперные и балетные спектакли. Усовершенствованная система отопления
дает возможность использовать летний театр в течение всего года. Театральная
жизнь прекращается окончательно в 1914 году в связи с началом первой
мировой войны. Лишь летом 1930 года в Китайском театре возобновляются
спектакли. 15 сентября 1941 года это уникальное сооружение почти полностью
сгорело, сейчас от него осталась всего лишь красная кирпичная руина.
Его возрождение — дело далекого будущего.
|

Крестовый
сад.
Китайский
театр.
Руины.
Фотография.
1998.

Крестовый
сад.
Китайский
театр.
Руины.
Фотография.
1998.

Крестовый
сад.
Китайский
театр.
Руины.
Фотография.
1998.
|